Мне смешно, когда говорят, что современные дети не читают. Так, по-моему, считают люди, которые далеки от детей, как декабристы от народа: либо те, у кого вообще нет детей, либо те, у кого и дети, и внуки давно выросли. Нынешние дети как раз читают (сейчас некруто не знать, кто такой Достоевский или Пастернак!), но иногда ловишь себя на мысли, что лучше бы они этого не делали.
Почему? Да потому, что практически любой текст в их головах встаёт с ног на голову. Судите сами. Читаем «Белого пуделя». Там, если помните, барыня, мать «сумасшедшего» барчонка Трилли, хочет купить у старика Лодыжкина приглянувшуюся её сыну собаку. Старик объясняет, что собака «не продажная», на что барыня замечает, что нет вещи, которая бы не продавалась.
Спрашиваю пятиклассников: «Как вы думаете, действительно ли нет в мире вещи, которую нельзя купить?» Мне удивлённо отвечают: «А разве есть?»
После обсуждения книжки смотрим старый, 1955 года, фильм по тому же рассказу Куприна. В нём есть эпизод, где старик Лодыжкин, Серёжа и пудель Арто заходят во двор богатой дачи, чтобы дать представление, и их гонят прочь. «И правильно, – говорит пятиклассник, – это приватная территория!..» А когда – в том же фильме – рыбаки угощают старика и мальчика обедом и счастливые герои хлебают уху из котелка, ученик 5-го класса брезгливо морщится: «Фу!.. Это негигиенично – есть из одной посуды!..»
Дальше – больше. Маша – дура, что не ушла с Дубровским.
– Но она же обвенчалась с князем Верейским!
– Подумаешь – могла бы развестись!
Дуня – умница, что бросила старого смотрителя и уехала с ротмистром Минским: какую карьеру сделала! Катерина вообще сама во всём виновата: зачем было рассказывать мужу и свекрови правду?
Ещё? Пожалуйста!.. Молчалин гораздо умнее Чацкого, потому что хоть «три награжденья», но получил, а Чацкий при всём своём уме ничего не добился. Обломов… Но тут я умолкаю, потому что герою, о котором сказано, что у него «хрустальное сердце» и «голубиная душа», доставалось и в прежние, гораздо более, как говаривала Ахматова, «вегетарианские» времена.
Очень тяжело стало рассказывать биографию писателя: тот – в глазах детей – бабник, тот алкоголик, тот самоубийца… Так и хочется ответить словами Сталина: «У меня нет для вас других писателей…»
Но, оказывается, есть.
Родители этих самых детей вообще требуют заменить предмет «литература» (которая «тяжёлая» и «депрессивная») предметом «чтение» и на уроках проходить не «Евгения Онегина» и «Преступление и наказание», а фэнтези, «добрые» книжки про принцев и принцесс, а также повествования про домашних питомцев (а не про Муму!)
Что на всё это скажешь? Сливая цитаты двух классиков:
Скучно в этом дивном новом мире, господа!..