Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 сентября 2020 г.
  4. № 35 (6750) (02.09.2020)
Станционный смотритель

Клуб на Каланчёвской площади

Оазис культуры притягивал к себе людей ярчайших

02 сентября 2020
Центральный дом культуры железнодорожников

В конце 1937 года было принято решение о создании общесоюзного Центрального дома культуры железнодорожников на базе московского Клуба имени Октябрьской революции. В доме, который построил Щусев, забурлила жизнь. Вспомним же некоторые вехи его истории.

Деньги на новый клуб выделил Наркомат путей сообщения. Помог и Союз железнодорожников. Но по Москве ходила легенда о кладе купца Николая Стахеева (между прочим, он был родным племянником знаменитого художника Ивана Шишкина), который сначала уехал во Францию, а потом вернулся за своими сокровищами. За этим опасным занятием его и арестовали сотрудники контрразведки. Купец предложил Феликсу Дзержинскому разойтись миром: я вам расскажу, где спрятаны сокровища, а вы отпустите меня в Париж…Железный Феликс согласился. Именно на эти деньги – уверяли знатоки городских слухов – и построили этот клуб!

Конечно, опытным читателям этот сюжет сразу напоминает развязку знаменитого романа «Двенадцать стульев». И правильно! Ведь Илья Ильф и Евгений Петров были сотрудниками газеты «Гудок» и сперва опубликовали там фельетон по мотивам досужих пересудов. А уж потом сложился роман. Кстати, клуб к тому времени ещё не был открыт. Его только возводили – как и ансамбль Казанского вокзала – по проекту опытного, но горевшего идеями Алексея Щусева.

Это был самый дорогостоящий, самый уникальный послевоенный объект Москвы – настоящее чудо зодчества. Изначально он назывался Клубом Октябрьской революции – на Каланчёвке планировался «образцовый рабочий клуб-театр» для членов профсоюза железнодорожников. Этому приметному зданию, как и корпусам вокзала, архитектор придал черты нарышкинского барокко. Снаружи – почти боярские палаты, только увеличенных масштабов. Изнутри – тоже сказочный дворец, который должен восхищать каждого, кто заглянет в клуб. Актуальная была идея: если раньше дворцы строили для могущественных аристократов и магнатов, то теперь – для народа. Каждый железнодорожник в этих чертогах должен был чувствовать себя хозяином. И эту идею удалось воплотить.

Это был действительно лучший клуб в Москве – хотя в то время таких культурных центров строили немало. Дело даже не в интерьерах и не в зрительном зале на 1200 мест. Железнодорожники приглашали лучших музыкантов, артистов, писателей, которые и создавали профессиональные оркестры при клубе, и работали с самодеятельными артистами, с молодыми литераторами. Дом Щусева притягивал людей ярчайших.

Маленькое отступление. Ещё 8 марта 1929 года Леонид Утёсов представил почтеннейшей публике свой «Теа-джаз». Музыканты, выходившие на сцену в чёрных беретах, шутили, разыгрывали скетчи, играли весёлые музыкальные пьесы, а Утёсов пел и мелодекламировал. Их выступления вызывали споры: это был новый, отчаянно смелый, сенсационный жанр для России. В следующих программах песен стало больше, причём они быстро становились популярными. Это и «Тачанка», и «Пока», и, конечно, «Мы мирные люди, но наш бронепоезд…». Несмотря на то что певец считался «скандально популярным», наркомат путей сообщения обратил на него внимание и пригласил в клуб железнодорожников не только с концертами (хотя концерты бывали – и проходили с шумным успехом). Утёсову предложили организовать джаз железнодорожников, что он и исполнил с изяществом. Правда, постоянно руководить оркестром много гастролировавший Утёсов не мог – и вверил оркестр братьям Дмитрию и Даниилу Покрассам, известным композиторам. В предвоенные годы без джаза было не прожить. И дело вовсе не в увлечении американской музыкой, а в желании танцевать, подпевать, прихлопывать. Ведь главным лозунгом той эпохи было: «Жить стало лучше, жить стало веселее». И наши деды и отцы пытались веселиться – инстинктивно, как будто предчувствовали большую войну.

Леонид Утёсов и его «Теа-джаз»

 Леонид Утёсов и его «Теа-джаз». Георгий Петрусов / РИА Новости

Ещё раньше связал свою судьбу с клубом друг Утёсова – композитор Исаак Дунаевский, а в большей степени – его младший брат Семён Осипович, устроивший при клубе железнодорожников целую школу музыки и вокала. Больше сорока лет он руководил детским оркестром ЦДКЖ, написал немало песен для подростков.

А Исаак Осипович – композитор, знаменитый на весь мир, – с 1938 по 1949 год руководил ансамблем песни и пляски ЦДКЖ. В годы войны в специальном поезде этот коллектив объездил с гастролями всю страну. Песни тогда были просто необходимы миллионам людей – и на фронте, и в тылу. Война так потрясла композитора, что с лета 1941 года куда-то пропала его легендарная плодовитость. И всё-таки несколько вечных песен в те трагические годы он написал. Железнодорожники первыми исполнили фронтовой шедевр Дунаевского, позже ставший гимном Москвы, – «Я по свету немало хаживал».

Ансамблем народного танца с довоенных времён в клубе руководил Асаф Мессерер – выдающийся балетный танцовщик Большого театра и педагог, человек изобретательный и остроумный. Его – профессионала высочайшей пробы – тоже тянуло на Каланчёвскую, к железнодорожникам. Тренировался и выступал здесь и коллектив акробатов. Если кто помнит, в те годы без демонстрации сложных акробатических фигур не обходился ни один сборный концерт.

Театр-студию ЦДКЖ в послевоенные годы возглавила артистка МХАТа Мария Кнебель. Работал в этой студии, кстати, актёр и будущий классик советской драматургии Виктор Розов. Артисты много гастролировали. Розов вспоминал: «Что он, этот театр, имел: репетиционное помещение, редкие спектакли в Москве и выезды, выезды, выезды. Два вагона – один для декораций, другой – для актёров, режиссёров, дирекции, администрации. Всем по полке. Только директору целое купе. И готовили пищу на керосинках в тамбуре. И хотя я проработал в этом театре всего два года, но столько увидел! И Крым, и Кавказ, и Среднюю Азию, и просторы России».

Конечно, располагалось в доме железнодорожников и литературное объединение. В 1946 году оно получило название («Магистраль») и руководителя, который отдавал ему все силы, – Григория Михайловича Левина. Для многих «Магистраль» стала настоящим университетом словесности. Там звучали лекции по истории и теории литературы, там бывали почти все лучшие поэты того времени, там правила балом немыслимая во все времена свобода творчества… Клуб железнодорожников действительно стал уникальным средоточием культуры на площади трёх вокзалов – таким и останется в памяти нескольких поколений.

Центральный дом культуры железнодорожников и в наше время ежедневно принимает гостей. Там идут спектакли, концерты. Эту площадку знают и любят москвичи. И очень важно, что она овеяна благородными легендами, нашей памятью о великих именах, о замечательных актёрах и музыкантах.

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS