Наука – это объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания и данная нам в публикациях. Это определение знал каждый, кто учился в одном из вузов Отдельно Взятой Страны. Конечно, если связан такой студент был с естественно-математическими дисциплинами, а не с гуманитарными, где по части мозгов всегда было безрадостнее. Поэтому книга «Физики шутят» ни у кого не вызывала протеста, тогда как труд «Юристы продолжают шутить» измыслить было страшно.
Психология относится к тем видам работ, которые помещаются аккурат между физикой и коллекционированием марок, но у неё имеется своя «естественная» часть, что и даёт ей право на насмешливое отношение к жизни.
Член-корреспондент Российской академии наук (РАН) Андрей Юревич знает, о чём пишет. Его книга «Психологи тоже шутят++» (М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012) – трактат, обобщающий правила функционирования научного сообщества и характеризующий представителей родимой фауны. Кто-то скажет, что анализ психологического социума будет мало полезен математику, и жестоко ошибётся! О фрактальности мира не говорит только ленивый, а многие ли знают, что фрактальность – это не просто дробность, а фундаментальное качество, проявляющееся в том, что при смене коэффициента масштабирования мы всегда наблюдаем принципиально одинаковую картину? Берём, к примеру, полуостров, присматриваемся и видим, что сам он имеет великое число полуостровов в береговой линии. Так и с предлагаемой книгой: автор размышляет о психологии и психологах, а мы, посмотрев чуть свысока, понимаем, что так устроена вся наука.
Членкор Юревич смело говорит о том, какими качествами должен обладать учёный, в чём великий смысл соавторства и какое это искусство – суметь заставить академика прочесть твой труд. Не скрывает автор и того, что главным показателем учёности являются диссертации и монографии. При этом сам факт защиты или издание труда свидетельствуют о том, что соискатель готов к возделыванию научной нивы, что он адаптировался к среде.
Невежде данная книга покажется несерьёзной или безнравственной, однако всё, изложенное в ней, бесконечно разумно. Например, диссертация как «театр одного актёра», который пишет не только отзывы на свой текст, но и готовит вопросы и ответы выступающих на защите. Несправедливо? Ничуть: доктор уже написал две рецензии, пришла очередь освоить эту область диссертанту.
Наука – та сфера, где кровь проливается редко. Есть в её истории несколько дуэлей, но в целом она склонна истекать клюквенным соком. Поэтому само выражение «весёлая наука» избыточно, эпитет следует убрать.
Книга может быть рекомендована в качестве учебного пособия всем, решившим посвятить свою жизнь поискам истины.