Беседу вела Арина Обух, писатель, художник
Выходя на Невский проспект, невольно задираешь голову и видишь башенку, где некогда, как писал Заболоцкий, «рвался шар крылатый и имя «Зингер» возносил». Шар по-прежнему парит в небе, но уже давно здесь не обитают зингеровские швейные машинки. Однако в народе это здание по-прежнему носит два имени: Дом Зингера (ему исполнилось 123 года) и Дом книги (которому 106 лет). Этот шедевр архитектуры Павла Сюзора охраняют воинственные и прекрасные валькирии, одна из которых всё-таки сохранила подле себя швейную машинку. И восседают эти девы на носах кораблей, то есть дом можно назвать ростральным. Такой вот дом-корабль, петербуржец и ленинградец, старожил нашего города. О прошлом и дне сегодняшнем, о книгах и читателях, о ценности и цене книг мы поговорим с директором Дома книги Кристиной Матвеевой.
– Кристина Петровна, каково быть штурманом этого корабля? Жива ли его история? Стук швейных машинок ведь давно канул в Лету…
– Думаю, его эхо останется навсегда. Кстати, у нас в цоколе стоят три швейные машинки Зингера – такая историческая инсталляция. Мы сохраняем память о всех вехах, которые проживал наш Дом книги. В частности, у нас есть книга под названием «Дневник прилавка. Блокада». Её написала Ольга Родштейн, которая работала здесь продавцом в те годы. Известно, что в начале Великой Отечественной войны в соседнее здание попала бомба, и взрывной волной в Доме книги выбило окна, магазин закрыли, но книги стали продавать на улице. То есть жизнь продолжалась.
А в 1949 году именно в Доме книги родился знаменитый слоган «Книга – лучший подарок!» Но в ленинградское время в этом здании размещался не только Дом книги, здесь было множество издательств: «Молодая гвардия», «Художественная литература», «Просвещение», «Мир», «Советский писатель» и другие. Редакции журналов «Чиж» и «Ёж», «Ленинград», «Звезда» и так далее. Эти стены помнят наших классиков: и Самуила Маршака, и Даниила Хармса, и Ольгу Форш, и Агнию Барто, и Андрея Битова… И многих-многих других наших замечательных писателей.
– А как начиналась ваша книжная история?
– Я училась в книготорговом техникуме, и меня как отличницу распределили на практику в Дом книги. Это было счастье: вокруг был книжный космос. В итоге меня оставили работать продавцом. Мне повезло, пять лет работала в отделе поэзии и литературоведения. Причём вместе с настоящими профессионалами, которые любили и книги, и покупателя. Позже я получила высшее образование, работала в разных книжных магазинах и менеджером, и директором, и руководителем отдела маркетинга. То есть книжную отрасль я знаю со всех сторон.
– Скажите, а существует ли сегодня конкуренция между книжными магазинами?
– Нет, мы не конкуренты, а единомышленники. Беда в другом: четверть книжных магазинов за последние несколько лет закрылась. Это связано в первую очередь с интернет-магазинами: там книги стоят дешевле, ведь не надо платить высокую цену за аренду и прочее. Но лично нас, конечно, спасает тот факт, что мы старейший книжный магазин и находимся в знаковом месте Петербурга. У нас большой туристический поток.
– Да, я знаю, что гости города приезжают в Петербург и хотят купить книги именно в Доме книги принципиально. Но некоторые петербуржцы ходят сюда как в музей: разглядывать красивые книги и смотреть в окна на распахнутые объятия Казанского собора. Дивный вид!.. Но главное – три этажа книг!.. Приятно заблудиться. И купить хочется почти всё! Однако…
Дом книги дорог не только душе и глазу, но и… карману читателя. Даже писатели не всегда могут позволить себе приобрести здесь свои же собственные произведения. Например, когда я увидела цену своей книги, у меня появилось чувство вины перед читателями. Хотя тех, кто выходит отсюда с покупкой, немало.
– Я прекрасно понимаю вас как автора и покупателя, но, посмотрите, сколько стоят билеты в театр. Хотя спектакль проходит, а книга остаётся навсегда. И ещё потомкам достанется.
– Трудно не согласиться… А что читают сегодня? Я зашла на сайт Дома книги и посмотрела раздел «Лидеры продаж». Художественная литература: восемь иностранных авторов и два российских. Детская литература: все иностранцы, кроме Александра Волкова с книгой «Волшебник Изумрудного города», которая является пересказом американской сказки. Фикшн: тоже все иностранцы, кроме двух авторов, тематика у всех про деньги и любовь к себе…
– Это статистика за прошлое полугодие, минувшая картина мира. Сейчас на нашем обновлённом сайте появляются новые данные. На первом месте – классика: Достоевский, Булгаков. Но так было всегда. Потом уже идут современные писатели. Да, некоторое время назад в топе были зарубежные авторы, а в сегодняшнюю десятку входят Захар Прилепин, Маргарита Симоньян, Виктор Пелевин. Сами издатели стали больше внимания уделять российским авторам. И очень большой спрос у читателей на краеведение, историю города. У нас множество книг о Петербурге, их разбирают. Но некоторые лидеры из прошлого списка по-прежнему держат свои позиции – «Маленький принц», например, уходит в количестве больше тысячи экземпляров в месяц. И мемуары Екатерины II расходятся, не успеваем привозить.
– Может быть, это связано и с историческими сериалами, про ту же Екатерину II.
– Думаю, и телевизионные программы «Рассказы из русской истории» Владимира Мединского этому способствуют. Его книги, кстати, тоже входят в десятку лидеров.
– А ещё в вашем Зале искусств можно остаться навсегда и быть совершенно счастливым: и живопись, и музыка, и архитектура, и кино… каждый найдет своё. Ищешь Тарковского? Вот он. Интересуешься балетом? Вот портрет Цискаридзе на его же книге… Красив как «Демон» Врубеля.
– Кстати, в Зале искусств у нас работает замечательный продавец-консультант Владислав. Он – специалист, у него есть свой круг покупателей. Он им звонит, когда приходит долгожданная книга. То есть возникают такие драгоценные книжные связи.
– Я знаю, что в Доме книги очень много проектов, а какие особенно востребованы читателями?
– В первую очередь наш фестиваль «Книжные аллеи», который проходит с весны и до осени на Малой Конюшенной. Кроме того, в месяц у нас проводится 30–40 творческих встреч с писателями. Ещё мы исполняем мечты особенных детей, сотрудничая с благотворительными организациями. Например, с фондом «Бумажная птица».
И вот уже второй год мы 14 февраля отмечаем «День влюблённых в книги» – у нас проходят книжные свидания. Одна из пар вернулась к нам с радостной новостью – сыграли свадьбу.
– Да? Вот где, оказывается, надо искать невест и женихов! И мой традиционный вопрос. Представьте, что у вас есть возможность встретить личность из любой эпохи: кто бы это был?
– У меня есть два любимых поэта: Блок и Байрон. Но давайте выберем представителя петербургской школы. Блока. Я бы попросила его остаться… Поэты так быстро сгорают: Пушкин, Блок, Есенин, Маяковский… А Лермонтов!.. Кстати, люблю его и как художника. И акварели Волошина очень люблю.
– Да, многие писатели, рано или поздно, берутся за кисти. А нынче некоторые писатели берут в руки оружие и уходят на фронт.
– На стенде «Союз писателей России» есть и новая книга петербуржца Дмитрия Филиппова, который сейчас находится в зоне боевых действий, и книги одного из интересных и востребованных авторов Даниила Туленкова из Екатеринбурга. В 2022 году он тоже ушёл добровольцем на фронт. Надеемся, что и его творческая встреча состоится в нашем Доме книги. И вообще у нас впереди много книжных встреч. Целая книжная жизнь.