Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 октября 2018 г.

Книжный график и живописец Василий жерибор

22 октября 2018

Людмила Бородина,
Симферополь

Творчество известного крымского художника, заслуженного деятеля искусств АРК, члена двух творческих Союзов – художников и дизайнеров – знакомо большинству из нас как книжного графика, основателя издательства «Жерибор», вот уже около 30 лет специализирующегося на создании книг и альбомов о жизни и творчестве крымских мастеров изобразительного искусства, а также живописца.

Бородина 1.jpg              Бородина 2.jpg

 

В 2016 году в республиканском Доме художника с огромным успехом проходила юбилейная выставка «Живопись, графика, книги» Василия Жерибора, представляющая также и произведения его сына Дениса, продолжателя его в издательской деятельности, педагога по дизайну двух художественных вузов Крыма.

 

Бородина 3.jpg               Бородина 4.jpg

Василий Жерибор                                 Денис Жерибор

 

Каждая художественная выставка культурное событие, а тем более выставка художественного оформления книги, сама по себе являющаяся объектом интеллектуальной деятельности. Книжное издательство «Жерибор» за свою богатую историю, несколько видоизменяя названия, никогда не меняло своей художественной политики, одним из первых в Крыму специализируясь на литературе по изобразительному искусству, хотя наряду с этим в его портфеле самый широкий спектр других видов издательской продукции – от художественной, краеведческой, социально-политической литературы до фотоальбомов, каталогов, дизайнов сайтов, логотипов, эмблем, гербов и пр.

Издательство «Жерибор» является победителем и призером многочисленных международных книжных выставок, обладателем приза Хрустальной книги и Совы, победителем конкурса «Лучшая книга Украины» в 2010 году, победителем в номинации «Издательство года» на Международной книжной выставке-ярмарке в 2007 году.

В нем увидели свет более 150 книг и альбомов, один из них «Художники Крыма о Великой Отечественной войне» (2017 г.) впервые представляет вместе мастеров крымской батальной живописи, графики и скульптуры; другие, например, готовящиеся сейчас к изданию объемные альбомы будут называться «Крымский натюрморт. Традиции и современность» и «Крымский пейзаж», где также будут представлены лучшие произведения наиболее распространенных жанров крымского изобразительного искусства; особенно много издано монографий о крымских художниках, ставших уже классиками нашего искусства: Валентин Бернадский, Федор Захаров, Валентина Цветкова, Яков Басов и многих других.

Основатель и первый арт-директор этого известного и популярного в Крыму издательства Василий Иванович Жерибор, окончив отделение живописи Крымского художественного училища им. Н.С. Самокиша и Украинский полиграфический институт им. Ивана Федорова, много лет работал внештатным художником в республиканском издательстве «Таврия», в «Молодой гвардии» и других издательствах России и Украины. Наиболее известны в его оформлении и иллюстрациях подарочные издания стихов А.С. Пушкина «Прекрасны вы, брега Тавриды», «Золотой ключик» А.Толстого, «Редкие растения и животные Крыма», полюбившиеся не только крымчанам, но и высоко оцененные культурной общественностью Москвы и других городов. Они были созданы в период расцвета республиканского издательства «Таврия», где он уже в 80-х создавал книги для республиканского конкурса «Искусство книги» и получал там дипломы. В 1991-м В.И. Жерибор, по просьбе главного редактора журнала «Брега Тавриды» А.И. Домбровского, создал дизайн обложки этого издания, который и поныне является его символом, брендом.

 

Бородина 5.jpg

 

На этой выставке среди разнообразных графических работ – портретов, дизайнерских проектов, иллюстраций и других книжных элементов, выполненных в различных техниках – рисунках пером, сангиной, ксилографии, офортах, линогравюрах, литографиях можно было также увидеть и немало живописных произведений – пейзажей и натюрмортов крымской тематики. Живописью Василий Иванович занялся сравнительно недавно, никогда не забывая навыков учебы на живописном отделении Крымского художественного училища. Эти отложенные на время мечты о работе на холсте масляными красками в последние годы стали проявляться все ярче и заметнее на художественных выставках в Доме художника Симферополя и Выставочных залах Ялты.

Особенно удаются ему работы в жанре натюрморта, в них чувствуется его любовь к композиционным постановкам, к тщательной разработке колористического единства, к проработке материальности предметов и передаче фактуры различных вещей. Некоторые из них написаны в торжественно-парадном и несколько отстраненном духе, с использованием красивой посуды и эффектных драпировок, например, «Натюрморт с розами», в котором роскошный букет крымских роз расположен в интерьере, рядом с восточным кувшином и фруктами. «Дары осени» – одна из последних работ, еще более репрезентативный и парадный натюрморт, читающийся как гимн прощальной осенней красоты природы с ее богатыми дарами.

Другая группа натюрмортов имеет более органичную связь с крымской природой, как, например, натюрморт «Дыхание осени», написанный на фоне открытого окна с морской далью, с букетом желтых, белых, розовато-сиреневых, мелких, последними отцветающих хризантем, в котором явственно ощущается холодок особого осеннего дыхания, тонко передано настроение и состояние природных мотивов.

Лирическим певцом природы южнобережья предстает Василий Жерибор и в таких пейзажных работах как «Скалы Нижней Ореанды», «Медведь-гора осенью», «Крестовая гора. Нижняя Ореанда» и другие, в которых созданы привлекательные своей живописной красотой образы известных крымских мест.

Кроме творческих исканий много энергии отдается им общественной работе в Крымском союзе художников: в 2001-2005 годах возглавлял его Симферопольское отделение, 5 лет был на хлопотной должности главного художника Ялты, с 2014 года – член ревизионной комиссии Крымского отделения «Союза художников России», с 2017 г. – ее председатель.

Но, на мой взгляд, наиболее важным достижением жизни любого человека является родительская судьба, а именно воспитание детей, и здесь Василию Жерибору тоже есть чем гордиться: дочь Виктория окончила Крымский гуманитарный университет, а сын Денис пошел по стопам отца и успешно возглавляет теперь семейную издательскую фирму «Жерибор». У него – красный диплом выпускника отделения дизайна Крымского художественного училища, где сейчас преподает спецдисциплины, и Харьковский художественно-промышленный институт.

Создание художественного образа в книге или в живописном полотне требует таланта и профессионального уровня, а также глубины мысли и широты кругозора. В наш электронный век книга ручной работы всегда будет занимать важное место как творческая интерпретация текста. Книга или картина – это целый мир, организованный художником как конструкцией, так и ритмом, пластикой и движением создаваемых образов. Настоящий художник не повторяет однажды найденные приемы, а в каждой новой работе находит единственно возможный ключ для воплощения авторского замысла. Таким думающим и ищущим художником предстает перед нами в своих работах Василий Жерибор.

 

 

_____________

Автор - искусствовед, секретарь

Союза художников Крыма

 

Тэги: Муза Тавриды Симферополь
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Шароварник-перевертыш

    04.04.2021
  • Мой город слишком человечен

    29.10.2019
  • Такова наша «Доля»

    07.08.2019
  • У СТАТУИ ГЕРОЯ

    09.01.2019
  • СМЕРТЬ БРОДСКОГО И СМЕРТЬ КОБЕЙНА

    09.01.2019
  • ЗДЕСЬ БРИЗ МОРСКОЙ ВИТАЕТ

    76 голосов
  • Шароварник-перевертыш

    36 голосов
  • ДАВАЙ ПОСИДИМ НА КРЫШЕ

    31 голосов
  • ПОД ПРИЦЕЛОМ ПОДОРОЖНИКА

    18 голосов
  • Сын земли крымской

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS