По большому счёту меня интересует классический вокал, поэтому я не сразу обратил внимание на Петра Налича, сделавшего себе имя в сети Интернет с песней «Гитар», которая побила все рекорды популярности.
Когда случайно я всё же услышал этого певца (причём в разных жанрах), я понял, что ошибался, ограничивая свой интерес исключительно классикой. Мне стало любопытно, что же представляет собой этот исполнитель – новый вокальный феномен или временное, преходящее явление как дань моде? Пришлось углубиться в творчество артиста, и я об этом не пожалел.
Редко, когда в сегодняшнем музыкальном пространстве становишься свидетелем всеобщего обожания – тут и молодые, не признающие авторитетов юнцы, и нервические девицы, и музыкально образованная, серьёзная публика, и – куда же без неё – возрастная сентиментальная женская аудитория. Что ещё реже – когда и тебе хочется присоединиться к этому хору восторженных поклонников. И дело не только и не столько в красивом голосе, чарующем тембре, сколько в особой доверительной интонации, которую нашёл артист, которая делает его узнаваемым с первых нот и которая заставляет знакомые произведения звучать по- новому, открывая в них доселе неизвестный глубинный смысл.
Браться за репертуар известных исполнителей – рискуешь вступить в опасную зону: если заурядно исполнить, никто слушать не будет. Пытаться спеть в манере оригинального исполнителя – неблагодарная задача: вряд ли кому интересно копирование. Пётр Налич предлагает своё восприятие известного материала, свою интерпретацию, которые привлекают проникновенностью звучания.
Ему вполне удаются неаполитанские песни, правда, для них хватает красивого голоса и лёгкой сентиментальности. Для русского романса этого недостаточно. Душа болит, душа страдает – вот что необходимо, однако при этом легко перейти невидимую грань и впасть в пошлость. Артисту в равной степени подвластны и старинные романсы, и современный городской романс. На одном из концертов публика настойчиво требовала, чтобы певец спел «Где тропа за рекой», современный женский романс, на что в его исполнении не обращаешь внимания. Вроде банальная история любви, предательства, прощения у Налича превращается в пронзительное повествование об истинных, глубоких чувствах, и это не оставляет слушателей равнодушными, глубоко затрагивая тонкие струны души.
Нет пиджаков с позументами, кричащего макияжа, скандалов с жалкими потугами привлечь к себе внимание – всё это стало в наше время неизбежными атрибутами «популярных» певцов (к сожалению, не только эстрадных). Есть завораживающее естество общения Артиста с публикой с уважительным к ней отношением, что отличало таких знаковых исполнителей прошлого, как Морфесси, Вертинский, Лещенко, Козин, Виноградов – художников яркой индивидуальности, в один ряд с которыми сегодня, вне всякого сомнения, уже можно поставить и Петра Налича.
Певец являлся частым гостем телевизионной программы «В нашу гавань заходили корабли», идея которой заключалась в собирании и популяризации «дворовой песни». Естественно, там было много «блатняка», но к Наличу блатной налёт не прилипал. Уж и не знаю, как ему удаётся облагородить низкий жанр блатных песен. Поистине это талант с достоинством.
Налича можно было бы упрекнуть в чрезмерном жанровом разнообразии – тут и рок, и панк, и поп, советская песня и почти этнический соул. На мой же взгляд, это отнюдь не всеядность, а творческие искания мятущейся души. И это здорово!
На одном из концертов, посвящённых Александре Пахмутовой, молодой тенор из Большого театра исполнил песню «Зачарованная даль». Как всегда, прекрасная мелодия, но красиво пропетые слова «и ведёт дорога к Богу», «здесь всё лучшее от Бога» несколько покоробили, резко контрастируя с бравурно-идейным текстом из другой песни композитора «и вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди, и Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди». Поразительно, но у Налича такого ощущения не возникало: в его исполнении эта песня прозвучала как гимн России – без пафоса, задушевно, вызывая у слушателя искренние чувства к Родине. Как это получается – тайна.Тут, конечно, велика заслуга исполнителя.
Дед Налича по отцовской линии был оперным певцом, и подспудно Петра привлекало классическое исполнительство, в частности опера. Он получил академическое образование в Гнесинской академии, в классе известной певицы Валентины Левко, и даже хотел попасть в Молодёжную программу Большого театра. Прослушав его, известный педагог по вокалу Дмитрий Вдовин, руководитель программы, сказал: «Петя, мне очень нравится то, что и как вы делаете. Вы так органичны в своём жанре, зачем вам что-то менять? Да к тому же поздновато». Но Налич не сдался. Одного таланта и способностей недостаточно. Нужно иметь голову, чтобы их правильно применить. Кстати, о совете Вдовина. Он готовит певцов для большой сцены, его ученики (Шагимуратова, Корчак, Ладюк) поют в таких театрах, как Большой, Метрополитен-опера (NB: вмещает 4000 зрителей), Ла Скала, Ковент-Гарден и т.д. В каждой профессии нужно найти свою нишу, а певец должен найти свою сцену. Налича пригласили в иммерсивный проект «Пиковая дама» на роль Германа. (Иммерсивный театр – одна из популярных форм современного интерактивного театра, где зрителей пытаются «погрузить» в разворачивающееся действие, соучастниками которого они становятся.) Действие спектакля разворачивается в старинном особняке Гончаровых на Яузе, который, по преданию, предок Наталии Гончаровой проиграл в карты. Число гостей, которые должны соответствовать духу времени, – дамы в вечерних туалетах и брильянтах, господа во фраках – ограничено количеством карт в колоде. Атмосфера камерная. Не знаю, как бы певец звучал на большой сцене, но в этом «формате» он был очень убедителен. Голос лился ровно во всех регистрах. Пётр с лёгкостью, без напряжения брал верхнее си. Тембр идеально подходил для нервического, на грани фола характера героя – боснийские корни Налича, мятежный дух этого народа в какой-то степени определили темперамент певца: горящий взор, отрешённый взгляд, нервные, порою доходящие до экстатики телодвижения; тёмные, а в каких-то моментах пронзительные ноты в звучании голоса – всё это позволяло нюансированно передавать внутреннее состояние Германа на протяжении всего сценического действия. Это был несомненный успех.
Ещё одним подтверждением того, что камерная оперная сцена очень даже для Налича, стало концертное (костюмированное) исполнение оперы Доницетти «Любовный напиток» в камерном зале «Зарядье». Раскрепощённый, харизматичный, он создал утончённый лирический образ Неморино: лёгким звуком, без форсирования – так, будто певцу это не стоило никаких усилий.
Перечитал написанное, получился панегирик Наличу. Собственно, такая и была задумка – нравится мне певец.
Откуда же взялся такой алмаз среди… не буду уточнять. Я полагаю, что огромную роль в его формировании сыграла среда, в которой рос и познавал мир Налич-младший, – его родители, его деды, их гены, ну и, конечно, талант от Бога (ой!.. только что критиковал тексты «великих», а сам туда же). Но это уже тема для отдельного повествования.
Пётр происходит из семьи архитекторов (кстати, он и сам по первому образованию архитектор). Его отцу, известному скульптору Андрею Наличу, удалось передать сыну дух мятежной оттепели шестидесятников, в атмосфере которого он и его окружение были воспитаны. Свою роль сыграли, безусловно, генетическая связь с предшествующими поколениями, в истории которых было много интересных личностей, событий и традиций, и уважительное к ним отношение.
Именно в этом кроются корни того большого и настоящего, что несёт в себе этот замечательный артист и чем проникнуто его творчество.