Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 октября 2018 г.
  4. № 40 (6661) (03.10.2018)
Телеведение

Когда душа как поле битвы

Борис Розенфельд – краевед не местного значения

02 октября 2018
«ЛГ» присоединяется к поздравлениям Б.М. Розенфельду. С юбилеем!

Всего каких-то 85! Юбиляр пережил сталинские времена, хрущёвскую «оттепель», брежневский застой, горбачёвскую перестройку, лихие 90-е имени Ельцина и шагнул в эпоху возрождения Путина. Но в его душе безраздельно властвует эпоха минувших веков с величественным Парнасом седого Кавказа, овеянным легендарными именами бывавших и творивших здесь поэтов, писателей, художников, музыкантов. Воскрешая эти дорогие сердцу имена, летописец Борис Розенфельд не противопоставляет эпохи. Минувший век мирно сосуществует в нём с сегодняшним днём, дополняя друг друга в большом и добром сердце признанного энциклопедиста, востребованного самим Временем.

Первые лучи восходящего солнца, словно отблески сказочной жар-птицы, принимает на себя двуглавый снежный великан Эльбрус, чья 5643-метровая вершина не знает равных себе в Европе. А рядом с этой оцепеневшей в ледяном безмолвии Шат-горой в нашем подсознательном, параллельном мире возвышается величественный Парнас седого Кавказа – незримый, овеянный легендарными именами великих сынов России. Само время востребовало истинного летописца, чтобы дорогие сердцу имена сделать достоянием истории. Жребий пал на искусствоведа Бориса Розенфельда, которого по праву называют энциклопедистом – в его творческом багаже два с лишним десятка документальных книг о Кавминводах.

А начиналась богатая летопись на страницах старейшей в России курортной газеты «Кавказская здравница», которой только что исполнилось 155 лет. Треть из них в издании плодотворно сотрудничает Розенфельд, чья первая заметка в местной печати появилась полвека назад.

Разумеется, жизнь любого человека не обходится и без роковых совпадений. Судьба Розенфельда нередко напоминает сложнейшие перипетии его мятежных героев. В Новосибирске, откуда он родом, жестокий режим расстрелял отца, а в Кисловодске зависть и сомнительные амбиции чванливых деятелей от культуры попытались расстрелять его любимое дело. Далеко за пределами Ставрополья славился Музей музыкальной и театральной культуры, который создавал при филармонии и 40 лет скрупулёзно собирал для него уникальные документы Борис Розенфельд. Люди стремились в эту «именную» обитель, где Борис Матвеевич провёл 360 незабываемых «теат­ральных суббот» с участием Лихачёва, Гамзатова, братьев Вайнеров, Эсамбаева, Жванецкого, Ростроповича… Этот знаменитый на весь мир виолончелист, явившись как-то в тесную, но гостеприимную квартиру Розенфельда, сразу вынес не подлежащий обжалованию приговор: «У друзей не бывает отчества, ты – просто Боря, а я – просто Слава».

Рыцарем духа и человеком, который соткан из самой совести, называет его известный литератор Николай Митрофанов. В годы советской власти Николай Николаевич возглавлял Центральный архив СССР, сам активно участвовал в подготовке пяти томов энциклопедии Москвы. На этом поприще он и познакомился с Борисом Матвеевичем, который сутками рылся в уникальных документах архива. «Ваше призвание, столь счастливо совпавшее с интересами собирания и осмысления художественно-музыкальной истории Кавминвод, принесло замечательные плоды, – отмечает он. – Ваши книги пронизаны искусством живописать прошлое и славные деяния великих россиян – полпредов Культуры с большой буквы и кавказцев по жизни».

Слава основанного Розенфельдом Музея музыкальной и театральной культуры действительно перешагнула границы Ставрополья. Музей был настолько известным, что его основатель по приглашению австрийского Института исследования творчества Штрауса выступал в Вене на знаменитых «Шраусовских чтениях», участвовал в легендарных «Никитинских субботах» в Москве…

Чиновничий произвол выдворил заслуженного работника культуры РФ из созданного им приюта муз, издевательски приурочив расправу к 40-летию народного музея. И как горько читать теперь другое письмо, подписанное профессором факультета искусств МГУ Екатериной Минкиной о том, что уникальные экспонаты и вся периодика утраченной ныне «именной» обители муз якобы «передана – как ей сообщили местные чиновники от культуры – в научно-вспомогательный фонд». «Расшифровываю это так, – подчёркивает она, – присвоена бандитским образом».

Дружно протестующей общественности не удалось отстоять своего любимца – безнаказанное самоуправство временщиков у власти оказалось сильнее. Доведённого до отчаяния Розенфельда встряхнул старый друг Михаил Танич: «Если ты сложишь руки, то тогда точно порадуешь негодяев», – отчеканил поэт и посвятил нашему земляку четверостишие, которое для печати придётся смягчить:


На хрена, скажи мне, Боря,

если так живёт народ,

По долинам и по взгорьям

шла дивизия вперёд?


А главная поддержка всегда и во всём – это всё понимающая, мудрая жена Татьяна Евдокимовна…

Город нарзана и солнца – это не только южная столица здоровья, но и культурный центр седого Кавказа. К сожалению, самым слабым звеном в муниципальных органах власти последних лет был «комитет… без культуры», которому региональная пресса вынесла профессиональный диагноз – глубокий паралич. К счастью, тон на курорте задают не чиновники, а прежде всего истинные подвижники культуры. Один из первых в этом ряду – известный далеко за пределами Ставрополья кисловодский искусствовед Борис Розенфельд.

Общественность города-курорта не раз выходила с предложением присвоить Борису Розенфельду звание почётного гражданина Кисловодска. Но одиозные временщики у власти не жаловали земляка за принципиальные взгляды, всякий раз упрямо вычёркивая его кандидатуру. И тогда автор этих строк напрямую обратился к новому губернатору Ставрополья Владимиру Владимирову, рассказав о мышиной возне мстительных чиновников и скрепив инициативу энтузиастов культуры подписями известных лиц. Глава региона прислушался к общественному мнению. Директору Государственного литературно-музыкального музея «Дача Шаляпина», заслуженному работнику культуры РФ Ольге Красниковой поручили подготовить соответствующие документы от имени города. После их оформления и согласования в краевой думе последовало долгожданное и заслуженное решение о присвоении Борису Матвеевичу звания «Почётный гражданин Ставропольского края». Первыми, кто ринулся поздравлять виновника торжества, были те, кто все эти годы вычёркивал его имя из списков и отвергал любые попытки отметить заслуги ветерана на городском уровне. Пришлось присвоить титул рангом выше – в краевом масштабе.

Вручая Б.М. Розенфельду почётное удостоверение, министр культуры Ставрополья Татьяна Лихачёва отметила, что есть своя символика в том, что заслуженный работник культуры РФ получает высокое звание в Год культуры (2014). То ли ещё будет в Год литературы (2015): на рабочем столе члена Союза писателей России Бориса Розенфельда – новые рукописи. Символичен и выбор губернатора, потому что такие неравнодушные люди – это незримая, но так нужная обществу авторитетная и достойная команда, которая приумножает славу Ставрополья. Бориса Розенфельда по праву называют летописцем седого Кавказа. На провокации само­влюблённых и бездарных недоучек он ответил новыми книгами. В творческом багаже Бориса Розенфельда два с лишним десятка документальных сборников, в которых он предстаёт энциклопедистом и глубоким знатоком культурной жизни Кавказа. Неслучайно за монументальный труд «Шаляпин на Кавказе» по представлению Кисловодского литературно-музыкального музея «Дача Шаляпина» автор удостоен Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». И вот пятигорское издательство «Снег» вновь порадовало шикарным фолиантом «Белая вилла» – о мемориальной усадьбе художника Н.А. Ярошенко.

На Кавказе искусствоведа Бориса Розенфельда называют «ходячей энциклопедией». Он действительно со знанием дела воскрешает обитателей монументального Парнаса, овеянного легендарными именами поэтов и писателей, художников, музыкантов, которые отдыхали и творили на курортах Кавминвод. Потому Борис Матвеевич – особенно желанный гость в местных музеях – Лермонтовском заповеднике, мемориальной усадьбе художника Ярошенко, Литературно-музыкальном музее «Дача Шаляпина», где он много лет активно участвует в проведении традиционных «Шаляпинских сезонов».

Как-то на отдыхе в Кисловодске редактор Большой советской энциклопедии заглянул однажды «на огонёк» в музей Розенфельда, который не преминул поинтересоваться у почётного гостя, почему в БСЭ до сих пор нет фамилии выдающегося музыканта, дирижёра и педагога, нашего земляка Василия Ильича Сафонова, которому рукоплескали Россия, Европа и Америка. Интеллигентный столичный гость, решив, видимо, что столкнулся с обычным провинциально-болезненным самомнением, предложил неожиданный курортный «допрос» переквалифицировать в московский опрос: если из пяти опрошенных авторитетов хотя бы трём знакома деятельность Сафонова, его имя появится в энциклопедии. Импровизированный рейтинг превзошёл ожидания – все пятеро безоговорочно «признали» маэстро, и в следующем издании БСЭ оказалось незаслуженно забытое имя – благодаря Борису Матвеевичу.

Вспоминая о своих встречах с Розенфельдом, автор книги «Шкатулка колоритных современников» Владимир Шатакишвили подчёркивает, что искусствовед и артист, собиратель и литературовед, библиофил и писатель, удивительный рассказчик – всё это Борис Розенфельд. Каждого человека он берёт в плен, и этот почётный плен длится годами. И вырваться из такого плена нельзя, хочется только продлить его как можно дольше, боясь ослабить хотя бы одну из нитей, связывающих с ним. Может быть, сам Борис Матвеевич не знает, что на Водах его называют живой легендой, ходячей энциклопедией, курортным Андрониковым.

Внешне – тихий, застенчивый, улыбчивый, а внутри – сгустки идей и непримиримая ярость во имя справедливости. И пока такие совестливые, неравнодушные люди живут среди нас, всегда остаётся надежда, что былая слава ещё вернётся в родной город.

Анатолий Красников,
Кисловодск

Тэги: Анатолий Красников
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Красников

Красников Анатолий Матвеевич, 16 октября 2015 ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Лишь только Русь была любима…

    13.07.2022
  • Шкатулка колоритных современников

    12.01.2022
  • Звезды падают с кленов

    12.10.2021
  • Голос, ниспосланный Богом

    17.06.2020
  • Аккорды вдохновения и признания

    24.07.2019
  • Лишь только Русь была любима…

    8 голосов
  • Звезды падают с кленов

    6 голосов
  • Шкатулка колоритных современников

    3 голосов
  • Голос, ниспосланный Богом

    3 голосов
  • Аккорды вдохновения и признания

    2 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS