Смыслообразующим центром первого номера журнал «Русское искусство» за этот год стала «оттепель» – эпоха, которую нам всем, похоже, стоит открыть для себя заново.
К выбору главной темы номера журнал «Русское искусство» подходит так, словно располагает неким особым камертоном, звучание которого отражает вибрации Времени – того потока, что вот прямо сейчас разворачивает свою спираль за редакционными окнами. Вот и «оттепель» оказалась в фокусе внимания по причинам гораздо более глубоким, чем понятная и вполне объяснимая ностальгия по времени, когда стране, частью которой мы себя ощущали, были по плечу грандиозные свершения.
Этот номер журнала будет для читателя верным спутником в путешествиях по самым значительным выставкам года, включая уже успевшую стать событием «Оттепель» в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу. Незаменим он будет и при знакомстве с экспозицией Института русского реалистического искусства, обновлённой к пятилетию музея. Неожиданный поворот сюжета – освещение проекта «Секретные советские художники», повествующего о тех, кто трудился на предприятиях «Гознака», создавая ценные бумаги, марки и почтовые открытки.
Значительную часть номера составляет своеобразная «портретная галерея» мастеров, которых при всей несхожести творческих почерков, мировоззрений и сфер приложения таланта объединяет «почва», оплодотворённая мощной энергетикой «оттепели». Акварельной нежности эскиз о Викторе Астальцеве, сочный живописный коллаж, посвящённый Нателле Тоидзе, эмалевое многоцветье палитры Зураба Церетели. Но, пожалуй, самым ярким и драматичным в этой галерее является портрет-диалог, героем которого стал выдающийся мультипликатор Гарри Бардин – художник, переживший, по его словам, две «оттепели», именующий себя оптимистом со знаком минус, живёт и творит в ожидании третьей…
Со страниц журнала читателю в самых разных своих ипостасях открывается эпоха, созданная поколением победителей, людей переживших самую страшную в истории человечества войну, а потому имеющих право оставаться собой и в жизни, и в творчестве. Краткое и стремительное пятнадцатилетие, получившее название «оттепели», сумело преодолеть отведённые ему границы. Явно или скрыто, прямо или косвенно оно продолжало оказывать влияние на всю последующую историю нашей страны. Надежды, рождённые этим удивительным временем, умирали, но не сдавались. Не потому ли для них настала пора возрождения?..