ХVIII Международный театральный фестиваль «Соотечественники» в Саранске торжественно открыл глава Республики Мордовия Артём Здунов. Он поздравил зрителей, гостей, участников, подчеркнув значимость подобного форума на протяжении уже почти двух десятилетий. В 2005 году в созданном в СТД РФ Центре поддержки русских театров за рубежом родилась плодотворная идея: проводить фестиваль под названием «Соотечественники» не в городе, славящемся богатыми театральными традициями, а именно в Саранске, тесно связанном с двумя выдающимися, известными всему миру именами: философа, литературоведа, культуролога Михаила Бахтина и скульптора Степана Эрьзи, главной целью которых было соединение «людей, эпох, культур». И спустя год состоялся первый фестиваль...
С той поры Саранск стал точкой притяжения русскоязычных театров едва ли не со всего мира, а жители Мордовии не просто зрителями, а ценителями театрального искусства. Изменившаяся политическая ситуация в мире последних лет сузила географию, но дала возможность городу познакомиться с лучшими русскими театрами ближнего зарубежья, узнать ряд интересных коллективов из числа республик, входящих в состав РФ, а также коллективы из Москвы. На этот раз в «Соотечественниках» приняли участие Национальный академический драматический театр им. М. Горького (Республика Беларусь, Минск), Ереванский государственный русский драматический театр им. К.С. Станиславского (Республика Армения), Академический русский театр драмы имени Г. Константинова (Россия, Йошкар-Ола), Московский областной театр драмы и комедии (Россия, Ногинск), Центральный академический театр Российской армии (Москва) и, конечно, хозяева фестиваля – Государственный русский драматический театр Республики Мордовия. Организаторы приложили немало сил, энергии, чтобы в фестивале участвовали различные по содержанию, форме, эстетическим поискам спектакли, всё сложилось в единое яркое впечатление от встречи с явлением, которое представляет сегодняшний срез театрального искусства, в котором не всегда органично проявляются черты русского психологического искусства, дополненные поисками сегодняшнего театра. Показанные в Саранске спектакли продемонстрировали мысль И.А. Гончарова о том, что «знаменитые художественные моменты должны передаваться живыми людьми от поколения к поколению – их нельзя ни записать, ни нарисовать». В этом и осуществляется одно из главных назначений театра. Программа была очень удачна своим разнообразием: открыл фестиваль спектакль «Сарабанда. Прогноз погоды» по пьесе А. Барикко «Смит & Вессон» (Ногинск), поставленный Михаилом Чумаченко. Это история о вызове природе, брошенном тремя безумцами, казалось бы, случайно сведёнными самой судьбой. Современный по дерзкой мысли покорения Ниагарского водопада, по изобретательности воплощения и, конечно, по замечательным работам артистов – Владимира Ташлыкова, Андрея Троицкого, Марины Филатовой и Татьяны Иванцовой, спектакль смотрелся с напряжённым вниманием, психологизм разработки характеров и ситуаций органично сочетался с юмористическими или ироническими моментами, создавая естественную общность совсем разных людей. Тех, кто оказался связанным друг с другом уже навсегда...
Спектакль из Йошкар-Олы «Страсти по Торчалову» Н. Воронова в постановке Владислава Константинова покорил зрителей сочетанием, в котором оживала целостность бахтинского определения, наиболее подходящего сегодняшнему театральному искусству: соединение «эпох, людей, культур». Появившаяся в конце 90 х годов пьеса не слишком широко ставилась, думается, она несколько опередила время. Но режиссёр прочитал её в момент, когда пьеса кажется удивительно сегодняшней, повествуя о людях, умерших давным-давно, таких как девушка Лиза (Наташа Ложкина), помнящая Пушкина; или красноармеец Саша Пыжов (Ярослав Ефремов), принимавший участие в расстреле царской семьи; или Семён Кушкин (Дмитрий Воронцов), водитель грузовика, погибший ради того, чтобы спасти пешехода; или его сын Евгений (Дмитрий Шишмаков), типичный бандит 90 х, получивший пулю в сердце. И, наконец, Павел Максимович Торчалов (Дамир Сафиуллин), «первопроходец реформ», очнувшийся в непонятном пространстве, где сходятся все эти люди, отвечающие на анкету строгой и бесстрастной Риммы (Людмила Мансурова) под неусыпным взглядом милиционера Степана (Игорь Новосёлов). Вспомнив свой самый большой грех, они получают право на вторую жизнь в зависимости от своего поведения в этом пространстве между раем и адом. Это загадочное место обитания персонажей настолько завораживающе, что невозможно ощутить себя простым наблюдателем. Не всем дано покинуть это «временное прибежище», пребывание в нём может растянуться на десятилетия или даже века. И зрители остаются в размышлениях о своей собственной жизни, о том, что совершили или не совершили в ней.
Ереванский театр привёз спектакль «Фальшивая нота» Д. Карона в постановке Левона Узуняна. Эта пьеса хорошо известна, но и, зная её содержание, невозможно взволнованно не внимать диалогу известного дирижёра Миллера (Армен Арнаутов) и обычного на вид его поклонника Динкеля (Роберт Акопян), много десятилетий следившего за тем мальчишкой, который в Освенциме на его глазах по приказу своего отца расстрелял отца Динкеля. Диалог этот мучителен, эмоционален, артисты проживают его настолько болезненно, что их боль волнами переливается в зал. И мощный финал, когда Миллер, надев лагерную робу, уходит в глубину сцены под летящими снежными хлопьями, надолго остаётся в памяти.
Театр из Минска показал спектакль «Крейцерова соната» по мотивам повести Л.Н. Толстого в инсценировке молодого режиссёра Марии Матох. Пожалуй, это был самый спорный спектакль: заглушающая рассказ Поздышева о совершённом преступлении музыка (Александр Полозков играл великолепно, всё читалось по его мимике!); невнятная сценография Аллы Сорокиной; неоправданное обилие столь модной сегодня пластики; музыкальное оформление, по непонятной причине лишённое даже намёка на произведение, давшее название повести. Зрители, явно не читавшие Толстого, были под очевидным воздействием детективности сюжета, изысканной пластики Лизы (Виктория Ковальчик) и Трухачевского (Дэвид Разумов). Читавшим пришлось тяжелее...
Спектакль хозяев фестиваля «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда в инсценировке и постановке Михаила Зверева, с одной стороны, привлекает точностью расстановки достаточно современных акцентов в пространстве традиций психологического театра, великолепно разработанной и воплощённой артистом Глебом Ворошиловым в главной роли. С другой же стороны, тяжёлые, постоянно и чаще всего неоправданно передвигающиеся стены затягивают паузы, кажется, даже мешая артистам. Спектакль этот – дипломная работа выпускника режиссёрского факультета ГИТИСа, артиста Саранского театра, а значит, некоторые погрешности простительны и преодолимы со временем.
А завершил фестиваль, став открытием для всех, кто сумел попасть на него, спектакль Центрального академического театра Российской армии «Дом под снос» А. Крыма, поставленный Андреем Бадулиным, блистательно сыгранный подлинными звёздами театра и кино Алиной Покровской и Сергеем Колесниковым. Сколько всего скрыто в простой истории двух пожилых людей, обманутых собственными детьми! Трогательно, с превосходным юмором, с иронией, с болью и обидой прожили на наших глазах два прекрасных артиста историю о жестокости самых близких и неожиданном милосердии и душевной тонкости тех, кто принадлежал всю жизнь к разным с ними слоям общества. И когда герои запели «На тот большак, на перекрёсток...», вместе с ними пел весь переполненный зрительный зал...
Фестиваль завершился на высокой ноте: бурные аплодисменты, крики «Браво!», вручение дипломов, подарков. А на душе было светло и грустно: неужели так быстро промелькнули эти дни, так глубоко раскрывшие счастье объединения «людей, эпох, культур»? Но они обязательно повторятся...