Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 февраля 2013 г.

Кого сослать на галёрку?

06 февраля 2013

За последние десять лет – так уж вышло! – мне пришлось поработать в школах разного типа. Сейчас на вопрос друзей: «Ты что, теперь работаешь в простой школе?» – я, как Порфирий Петрович на вопрос Раскольникова «На какой бумаге ему следует писать заявление», отвечаю: «Наипростейшей».
Это значит, что школа, в которой я работаю, не гимназия, не лицей, не с углублённым изучением чего-либо, не имени кого-либо – простая школа, где учатся дети из близлежащих домов: из семей – неполных, многодетных, «понаехавших»...
А ещё это, например, значит, что из двадцати пятиклассников в возрасте 11–12 лет – когда я решила сводить их в театр и попросила поднять руки тех, кто шёл впервые, – руки подняли пятнадцать.
Я, надо признаться, слегка опешила (и тут же начала судорожно вспоминать, когда впервые повела в театр своего сына – в два года или в два с половиной?), но взяла себя в руки и стала объяснять, что такое «амфитеатр», «капельдинер», «антракт», а также отвечать на вопросы: «Как одеваться», «Нужна ли сменная обувь», «Брать ли с собой еду».
Хочу добавить, что билеты я заказала не только своим, так сказать «государственным», ученикам, но и двум своим частным ученицам, которые учатся в, как принято нынче выражаться, крутых школах.
Но, подумалось мне, «Том Сойер» (а именно на этот спектакль я взяла билеты) – общечеловеческая ценность, он нужен всем – и бедным, и богатым.
Любое мероприятие (хоть я и не люблю это слово) – всегда хлопоты.
Я везла детей в переполненном метро (спектакль был вечерний, и мы попали в час пик), мои «частные» ученики стояли со своими водителями в пробках. Но вот наконец все добрались, встретились, расселись по своим местам. Билеты у нас были в амфитеатр, и разместились мы так: впереди мои «школьные» дети, за ними – я со своими «частными» ученицами, а за нами – чужие дети, очевидно, один класс.
Поднялся занавес – и началось.
Началось не только на сцене, но и в зале. Впереди шуршали шоколадками, пили, хихикали, сзади гоготали, били ногами в спинки кресел, матерились.
«Ну попали!» – подумала я, украдкой глядя на сидевших рядом со мной девочек.
Но они, к счастью, ничего не замечали: ни шуршания, ни мата (думаю, потому, что вообще не знают таких слов): недавно прочитанная нами книжка оживала перед их глазами.
А я, естественно, начала урезонивать «первых» и «последних», и мне вдруг стало скучно и грустно.
Впрочем, почему «вдруг»? В последние годы ходить в театр стало настоящей мукой. На взрослых спектаклях у кого-нибудь обязательно зазвонит мобильник, мало того – человек прямо в зале начнёт отвечать. Кто-то будет сильно подшофе. Какая-нибудь парочка начнёт обжиматься (а что – имеют право: они же купили билет!)
Трудно объяснить, что, кроме билета, в театре нужно иметь воспитание. Профессор Преображенский, приехавший на «Аиду», оказывается нынче рядом с Шариковым, пришедшим туда же со своей пассией.
На детских спектаклях и того хуже: нынешние юные зрители – дети тех, чьё становление пришлось на 90-е, то есть в большинстве своём тех, кто и сам-то не знает, как вести себя в театре. Дети во время спектакля едят, пьют, громко разговаривают. Могут, например, на весь зал спросить, указывая на сцену: «А кто это?» Родители (если знают – кто) могут так же громко ответить.
...С трудом дождавшись антракта, когда сидевшие за мной дети «ломанули» в буфет, я вычислила их педагога и спросила: «Что же это у вас дети такие...»
«Какие есть», – отрезала моя коллега.
Пришлось идти к дежурной и объяснять, что я не для того везла своих детей в театр, чтобы они учились мату (я живу не на облаке и понимаю, что в наши дни, когда все говорят на мате как некоем параязыке, ему трудно не научиться, но пусть это будет не в театре!)
В результате наших задних соседей куда-то «сослали».
Закончился спектакль. Все разъехались по домам. Мои «частные» ученицы на свою Рублёвку, мои «школьные» ученики – на свою Преображенку, наши соседи, как я выяснила, – в свой интернат.
А я подумала вот о чём.
Любой имеющий глаза видит: наше общество разделилось на страты: нищие, очень бедные, бедные, обеспеченные, богатые, очень богатые.
Каждая страта стремится сплотиться внутри себя и отделиться от остальных. Богатые живут в отдельных домах (и целых посёлках), ездят в отдельном транспорте (мои ученицы, к примеру, не знают, что такое метро), лечатся в отдельных поликлиниках и больницах, их дети ходят в отдельные школы, даже, чего греха таить, храмы и батюшки у них свои, отдельные.
Но вот вопрос: как быть с искусством? И в частности – с театром?
Строить разные театры? А как их маркировать? (Уже упомянутый мной Порфирий Петрович, помнится, всё боялся перепутать «тварей дрожащих» и «имеющих право»).
И что делать мне? Частных учеников – богатых и, кстати, воспитанных – водить только в Большой, «простых» детей – в ТЮЗ? А коллеге из интерната посоветовать своих водить только в цирк (помнится, это было любимое заведение Шарикова)?
Но ведь есть спектакли, через которые надо провести всех детей, если мы хотим, чтобы они ощущали себя одной нацией, – «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Ревизор».
Что делать с этим?
Рискнуть повести всех в один театр, но на разные места: одних посадить в ложе, других – в амфитеатре, третьих – на галёрке?
Впрочем, что я велосипеды изобретаю: так уже было. До революции.
Перед революцией.

Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS