По давно установившейся традиции накануне дня рождения Владимира Высоцкого вручается премия «Своя колея». Церемония, которая в этом году прошла на сцене легендарной Таганки, стала 22-й по счёту.
Свет от угасшей звезды продолжает лететь по Вселенной ещё десятки тысяч лет. То, что исчезло, на самом деле продолжает существовать. Парадокс? Скорее воплощение вселенской мудрости – энергия того, кто уже не может светить сам, передаётся другим, помогая им светить сильнее и ярче. Феномен Высоцкого – из этого ряда. Его песни завоёвывают всё новых и новых слушателей, картины с его участием – новых зрителей, на видеозаписях его ролей растут следующие поколения актёров. Но этим его жизнь после жизни не исчерпывается: он по-прежнему остаётся для множества людей примером самоотверженного служения избранному делу, верности своим идеалам. Вот эти редкие по нынешним временам качества и стали своего рода «критериями отбора» лауреатов премии «Своя колея», учреждённой в 1997 году фондом Высоцкого при поддержке Минкульта и Комитета по культуре г. Москвы.
Известная песня, сюжет которой определил суть премии, имеет название с противоположным значением – «Чужая колея». Идти путём, проложенным другими, к цели, не тобою выбранной, подчиняясь не тобой придуманным правилам – удобно, надёжно, а порой и приятно. Прокладывать собственную трассу – дело иное. «Своя колея» вручается не столько за конкретные достижения, как это обычно бывает, но, если можно так выразиться, за modus vivendi – образ жизни, когда человек изо дня в день честно и добросовестно делает своё дело, что, согласитесь, гораздо сложнее, чем мобилизовать свои силы на какой-то ограниченный срок, необходимый для одержания очередной победы.
Лауреатами 2019 года стали заслуженный лётчик-испытатель РФ Владимир Иринархов, предотвративший катастрофу, посадив самолёт с отказавшими шасси, глава общественной организации помощи детям-инвалидам «Жизнь без слёз» Айшат Гамзаева и заслуженный строитель РФ, меценат Виктор Бехтиев, руководивший реконструкцией Третьяковской галереи (1982–1995).
Пик работ в ГТГ пришёлся на начало 90-х, когда сохранение национального культурного достояния в приоритетах не значилось. И чтобы рабочие понимали, что и для чего они делают, и не халтурили, Виктор Михайлович попросил сотрудников галереи устроить для них «ликбез». Идея сработала… А когда все объекты были сданы, стало ясно, что за прошедшие годы Виктор Михайлович буквально сроднился и с этим местом, и с замечательными людьми, которые здесь трудятся. Жизни своей без Третьяковки он теперь попросту не мыслил. Появилась новая цель – создать благотворительный фонд, который носил бы имя выдающегося мецената. Он существует уже двенадцать лет: осуществляет издательские и образовательные проекты, поддерживает восстановление культурных связей России с зарубежными странами, но главное – ежегодно вручает российским музейщикам, не только столичным, но и провинциальным, премию имени Третьякова «За верность профессии и многолетнее служение искусству». Вот такая она, колея Виктора Бехтиева.
Ксения Вишневская