Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 февраля 2025 г.
  4. № 5 (6969) (05.02.2025)
Культура

Колодец времени

«Бесприданница» в Доме Островского

06 февраля 2025
Лариса – Аксиния Пустыльникова, Паратов – Дмитрий Кривошеев. Сцена из спектакля / Агенство «МОСКВА»

«Прошлое – это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным? Ведь чем глубже тут копнёшь, чем дальше проберёшься, чем ниже спустишься в преисподнюю прошлого… Вот так же порой не можешь остановиться, шагая по берегу моря, потому что за каждой песчаной косой, к которой ты держал путь, тебя влекут к себе новые далёкие мысы», – этой поистине бездонной и завораживающей мыслью Томас Манн начал «Иосифа и его братьев», одно из значительнейших произведений мировой литературы. И внезапно именно эти слова вспомнились на спектакле Малого театра «Бесприданница» А.Н. Островского, поставленного молодым режиссёром Александром Вельмакиным (художник-постановщик – М. Обрезков, художник по костюмам – Ю. Волкова, художник по свету – Е. Виноградов, второй режиссёр – А. Охлупина).

Никаких новомодных «приспособлений» в ставших привычными переодеваниях персонажей в современную одежду, экранов, на которых колышутся волжские воды, взрывов громкой музыки и т.д. Дух Малого театра не потревожен, но именно в бережном сохранении его классического стиля и обнаружили создатели спектакля драгоценное качество: желание и умение бесстрашно заглянуть в «колодец времени», в котором можно разглядеть неожиданное, но очень важное совпадение с любыми временами. Потому что в этой «Бесприданнице» ощущается не просто вневременность звучания, а – что случается крайне редко в сегодняшнем театре! – культурный контекст эпохи создания А.Н. Островским этой пьесы.

В спектакле постоянно присутствует своего рода перекличка с литературой середины – конца ХIХ века: ненавязчивая, живая, заставляющая вспоминать, казалось бы, давно забытое и увидеть упущенное: Кнуров (Александр Титоренко) – не представляющийся самому себе важнейшим лицом в городе, а являющийся таковым, по чувству собственного достоинства, величавости, благородству «образованный купец», возможно, из числа тех, что становились меценатами. Он настолько одержим страстью к Ларисе (Аксиния Пустыльникова), что никогда не позволит себе поднять на неё глаза, а узнав о том, как горячо стремится Харита Игнатьевна (Алёна Охлупина) пристроить дочь пусть и ничтожному Карандышеву (Михаил Мартьянов), брезгливо отталкивает её протянутую для поцелуя руку. Или Вожеватов (Владимир Тяптушкин), к которому принято относиться с симпатией (человек твёрдо держит данное слово!). Какой жестокий купчишка прорывается в нём, когда он начинает избивать обманутого Робинзона (Алексей Коновалов), а Паратов (Дмитрий Кривошеев) и Кнуров оттаскивают его от жертвы ярости.

Неожидан и Карандышев, настолько остро напоминающий «подпольного человека» Ф.М. Достоевского, что порой начинает казаться, будто он произносит откровения этого признанного антигероя, введённого в культурные глубины бездонного «колодца времени». Ведь совсем не случайно говорил драматург писателю и театральному критику Дмитрию Аверкиеву: «Все наши сюжеты заимствованы. Их даёт жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка… Что случилось, драматург не должен придумывать; его дело – написать, как оно случилось или могло случиться». Только тогда восприятие читателя и зрителя углубляется невольно или вольно в чужое и собственное прошлое, интуитивно связывая с настоящим.

Спектакль, подобно тончайшей паутине, сплетён из неожиданных, дающих простор воображению ёмких деталей. В нём нет, например, привычного цыганского «сопровождения». «Бесприданница» начинается ещё за закрытым занавесом лёгким перебором гитарных струн, к которому при возникновении трактира присоединится скрипка, – именно это сочетание позволит по-новому услышать две реплики: когда Карандышев говорит о «таборе» в доме Огудаловых, а Лариса отвечает, что «в этом таборе было много хорошего». Сочетание скрипки и гитары словно расшифровывает скрытый смысл этих реплик. Как и белый шарф в руках Ларисы, когда, узнав о сковавших Паратова цепях, она склоняется над обрывом, он начинает трепетать, вырывается из её руки и комком летит туда, в бездну, подобно её душе. Как и выстрел Карандышева вслед ушедшей за кулисы Ларисе, после которого все персонажи выходят на затемнённую сцену с горящими свечами в руках, и только тогда тихо произносит Лариса свой последний монолог – как будто не она, а её высвобожденная из плена душа.

Эти и другие сцены не только по-настоящему красивы и выразительно, ярко прожиты артистами, но и заставляют задуматься о многом. Едва ли не в первую очередь о том, надо ли сегодня старательно осовременивать классику, чтобы приблизить её к нам? Может быть, стоит просто заглянуть в неё и понять, что у этого колодца нет дна. И тогда всё, что кажется отжившим свой срок, вернётся к нам в очищенном от наслоений виде…

Малый театр продолжает свой путь. «Бесприданница» поставлена на его подмостках в седьмой раз. О старых спектаклях многие, возможно, читали; о тех, что появились в ХХ веке, может быть, слышали от бабушек-дедушек или родителей; какие-то, вероятно, смотрели сами. Все эти спектакли были разными и воспринимались по-разному, как, впрочем, всё воспринимается разными поколениями. Но сегодняшний спектакль Малого театра сочетает в себе старое и новое. То самое новое, которое даёт простор и полётность мысли и чувству, потому что ведёт нас в глубину прошлого, из которого и выросло настоящее…


Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Наталья Старосельская

Наталья Старосельская родилась в 1951 году в Мо... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Очень громко, но нежно

    21.05.2025
  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS