Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 августа 2023 г.
Невский проспект Спецпроекты ЛГ

Колыбель крылатых

На Корпусном аэродроме Петербурга рождалась отечественная авиация

04 августа 2023
«Парк авиаторов». Наши дни

Чуть более ста лет назад, в июле 1913-го, в Петербурге состоялся первый в России воздушный парад, в котором приняли участие лётчики Первой авиароты. 13 самолётов этого авиаотряда полетели курсом на Царское Село, выполнили там групповые маневры в воздухе и строем вернулись на свой аэродром. Этот аэродром назывался «Корпусной» и его история тесно связана с историей зарождения российской авиации.

В начале ХХ века проблемы авиации захватили Европу. В России проблемами самолётостроения стал активно заниматься великий князь Александр Михайлович. Он по праву считается основателем авиационного дела в нашей стране. Будучи в Париже, Александр Михайлович прочитал в одной из газет о перелёте Блерио над Ла-Маншем и понял, что России нужно развивать лётное дело. Он вступил в Париже в переговоры с Блерио и Вуазеном, отправив на учёбу за границу несколько офицеров. Весной 1909 г. они окончили школу Блерио. А в России к тому времени уже по настоянию великого князя были сооружены 1-й аэродром (Корпусной) и ангары.

Корпусной аэродром был устроен на большом пустом участке, между Лиговским каналом (позднее засыпанным), который проходил вдоль Балтийской железной дороги, и веткой Варшавской железной дороги, превратившейся в Варшавскую улицу. С севера его ограничивала ветка, соединявшая Петергофскую и Варшавскую железную дорогу, а с юга аэродром заканчивался на уровне Чесменской богадельни. Приблизительно в том месте, если мысленно продолжить современную Авиационную улицу. Свое название – «Корпусной» – он получил потому, что все авиационные отряды подразделялись на корпусные, армейские и истребительские. Здесь находился Корпусной отряд, самолёты которого должны были обеспечивать фронтовую разведку и корректировку артиллерийского огня. Существует и другая версия его названия: в то время вдоль территории аэродрома от ж.д. ветки в направлении Средней Рогатки шло Корпусное шоссе, от которого и пошло название аэродрома. В северной части аэродрома вдоль соединительной линии железных дорог было построено несколько амбаров и эллинг для дирижаблей. С 1913 г. здесь же помещалась Первая авиационная рота – первое в России чисто авиационное звено. Одновременно с полётной деятельностью аэродром служил базой для испытания аэростатов, дирижаблей, самолётов – тут испытывали все новые летательные аппараты с самого начала создания Корпусного аэродрома.

Первые показательные полёты на зарубежных аэропланах состоялись здесь в 1909 г., а в сентябре 1911-го на лётном поле Корпусного состоялся первый конкурс аэропланов отечественной конструкции. Такие смотры техники стали регулярными и проводились до 1916 г. Случалось на них всякое. Например, 2 октября 1911 г. поручик Г. Алехнович на аэроплане конструкции инженера Я. Гаккеля установил всероссийский рекорд высоты – 3300 м. А в сентябре 1913-го на аэродроме был сломан первый самый большой самолёт начала ХХ века – «Русский Витязь» (он же «Гранд»). На него упал двигатель с пролетавшего биплана «Меллер 11». В итоге пострадавшую машину конструкции 24-летнего инженера Игоря Сикорского решили не восстанавливать. Все силы сосредоточили на более совершенном варианте воздушного корабля – «Илья Муромец».

Рекорды «Ильи Муромца»

«Илья Муромец» на Корпусном аэродроме

Знаменитый тяжёлый 4-моторный аэроплан был создан авиационным отделом завода «Руссо-Балт» под руководством коллектива, возглавлявшегося тем же Игорем Сикорским. В постройке также участвовали такие конструкторы, как К.К. Эргант, М.Ф. Климиксеев, А.А. Серебров, князь А.С. Кудашев, Г.П. Адлер. Строительство «Ильи Муромца» началось осенью 1913-го и было завершено в январе следующего года. Летательный аппарат был оснащён четырьмя двигателями мощностью по 100 л.с., имел длину 22 м, а размах верхнего крыла – 32 м. Все основные детали самолёта были сделаны из дерева, верхнее и нижнее крылья собраны из отдельных частей, соединённых по разъёмам.

«Илья Муромец» стал первым пассажирским самолётом. Интерьер его был отделан с необычным для того времени комфортом. В кабине находились плетёные кресла. Обогрев закрытых помещений обеспечивался выхлопными газами, а электрическое освещение – специальным ветряным генератором. В дополнение к пилотской кабине на борту имелся салон для пассажиров, спальня и даже туалет. В демонстрационных целях машина совершила много полётов над Петербургом и пригородами. Огромные толпы собирались поглазеть на необычайно большой для того времени самолёт, тем более что Сикорский барражировал над городом на небольшой для того времени высоте – всего 400 м. Пилоты одномоторных самолётов так летать избегали, ведь в случае отказа двигателя вынужденная посадка в городских условиях могла оказаться роковой. Однако на «Муромце» было установлено 4 силовых агрегата, поэтому Сикорский не сомневался в безопасности своего крылатого детища.

В 1913–1914 гг. «Илья Муромец» переписывал мировые достижения по высотности, грузоподъёмности и дальности полётов. 12 февраля 1914 г. самолёт установил мировой рекорд по максимальному числу пассажиров, принятых на борт: 16 человек и аэродромный пёс Шкалик. Поднятый вес составил 1290 кг, пилотировал самолёт сам Сикорский.

В число рекордов «Ильи Муромца» входил и первый в мире скоростной дальний перелёт тяжёлого самолёта, состоявшийся 16–17 июня 1914 года: Петербург – Киев – Петербург с одной промежуточной посадкой в Орше. Стартовал он с Корпусного аэродрома Петербурга.

Кроме того, существовал экземпляр «Ильи Муромца» с поплавковыми шасси, переданный в Морское министерство. Увы, печальной оказалась судьба этого водного варианта: испугавшись неприятельских миноносцев и не имея возможности из-за неисправности уйти от неприятеля, самолёт был сожжён собственной командой.

Парк авиаторов

В годы Первой мировой войны на Корпусном аэродроме проходили подготовку военные лётчики. Отсюда совершала полёты одна из первых российских «авиатрисс», как их тогда называли, – княгиня Евгения Шаховская. В начале ХХ века о ней знала вся Европа, и многие в России с большим интересом следили за всеми хитросплетениями её жизни… Эта яркая женщина бесславно погибла осенью 1920 года в пьяной перестрелке (по разным версиям, оказалась убита после того, как застрелила собутыльника-чекиста из пистолета, либо была случайно убита шальной пулей в стихийно возникшей пьяной перестрелке между чекистами).

В 1920-х Корпусной аэродром стал первым международным аэродромом СССР. Отсюда с 1928 г. самолёты смешанного советско-германского общества «Дерулюфт» стали совершать рейсы Ленинград – Рига, Кёнигсберг – Берлин. После того как в 1932 г. открылся аэродром Пулково (первое название –Шоссейная), полёты были перенесены туда. Но Корпусной аэродром продолжал оставаться испытательной базой. В 1934–36 гг. здесь проходили успешные испытания резинового планера, а затем и резинового самолёта (сверхлёгких аппаратов с надувным резиновым корпусом-планером). С 1939 г. ВПП аэродрома использовалась для испытаний конструкций Бюро ГВФ, которое находилось неподалёку и где служил знаменитый лётчик Валерий Чкалов.

С началом Великой Отечественной аэродром переоборудовали под ремонтную базу, а после окончания войны Корпусной вообще перестал использоваться по своему традиционному назначению. В 1960-х годах началась застройка его территории жилыми кварталами, примерно вдоль бывшей взлётной полосы возник Новоизмайловский проспект. Часть бывшего аэродрома стала зелёной зоной, получившей название «Парк авиаторов». Он существует и поныне. В память об аэродроме и геройстве советских лётчиков там на постаменте установлен самолёт Миг-19. А Северную часть бывшего аэродрома теперь занимают кирпичные здания, завода «Техприбор». Эти дома, предположительно, всё, что осталось от старого Корпусного…

Тэги: История Русская история
Обсудить в группе Telegram

Татьяна Соловьёва

Писатель, историк, искусствовед. Автор 38 книг ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Лестница страданий

    07.03.2025
  • «Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье…»

    12.02.2025
  • В ногу со временем

    15.01.2025
  • Архитектурная легенда

    23.08.2024
  • В поисках гиперзвука

    06.07.2024
  • Насчет памятника Ивану Грозному в Астрахани

    60 голосов
  • И у оценщика в России есть свой день

    15 голосов
  • Пушкин и старообрядцы

    11 голосов
  • Дали имя ласковое – Ваня

  • Как не поворачивали реки

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS