Чуть более ста лет назад, в июле 1913-го, в Петербурге состоялся первый в России воздушный парад, в котором приняли участие лётчики Первой авиароты. 13 самолётов этого авиаотряда полетели курсом на Царское Село, выполнили там групповые маневры в воздухе и строем вернулись на свой аэродром. Этот аэродром назывался «Корпусной» и его история тесно связана с историей зарождения российской авиации.
В начале ХХ века проблемы авиации захватили Европу. В России проблемами самолётостроения стал активно заниматься великий князь Александр Михайлович. Он по праву считается основателем авиационного дела в нашей стране. Будучи в Париже, Александр Михайлович прочитал в одной из газет о перелёте Блерио над Ла-Маншем и понял, что России нужно развивать лётное дело. Он вступил в Париже в переговоры с Блерио и Вуазеном, отправив на учёбу за границу несколько офицеров. Весной 1909 г. они окончили школу Блерио. А в России к тому времени уже по настоянию великого князя были сооружены 1-й аэродром (Корпусной) и ангары.
Корпусной аэродром был устроен на большом пустом участке, между Лиговским каналом (позднее засыпанным), который проходил вдоль Балтийской железной дороги, и веткой Варшавской железной дороги, превратившейся в Варшавскую улицу. С севера его ограничивала ветка, соединявшая Петергофскую и Варшавскую железную дорогу, а с юга аэродром заканчивался на уровне Чесменской богадельни. Приблизительно в том месте, если мысленно продолжить современную Авиационную улицу. Свое название – «Корпусной» – он получил потому, что все авиационные отряды подразделялись на корпусные, армейские и истребительские. Здесь находился Корпусной отряд, самолёты которого должны были обеспечивать фронтовую разведку и корректировку артиллерийского огня. Существует и другая версия его названия: в то время вдоль территории аэродрома от ж.д. ветки в направлении Средней Рогатки шло Корпусное шоссе, от которого и пошло название аэродрома. В северной части аэродрома вдоль соединительной линии железных дорог было построено несколько амбаров и эллинг для дирижаблей. С 1913 г. здесь же помещалась Первая авиационная рота – первое в России чисто авиационное звено. Одновременно с полётной деятельностью аэродром служил базой для испытания аэростатов, дирижаблей, самолётов – тут испытывали все новые летательные аппараты с самого начала создания Корпусного аэродрома.
Первые показательные полёты на зарубежных аэропланах состоялись здесь в 1909 г., а в сентябре 1911-го на лётном поле Корпусного состоялся первый конкурс аэропланов отечественной конструкции. Такие смотры техники стали регулярными и проводились до 1916 г. Случалось на них всякое. Например, 2 октября 1911 г. поручик Г. Алехнович на аэроплане конструкции инженера Я. Гаккеля установил всероссийский рекорд высоты – 3300 м. А в сентябре 1913-го на аэродроме был сломан первый самый большой самолёт начала ХХ века – «Русский Витязь» (он же «Гранд»). На него упал двигатель с пролетавшего биплана «Меллер 11». В итоге пострадавшую машину конструкции 24-летнего инженера Игоря Сикорского решили не восстанавливать. Все силы сосредоточили на более совершенном варианте воздушного корабля – «Илья Муромец».
Рекорды «Ильи Муромца»
Знаменитый тяжёлый 4-моторный аэроплан был создан авиационным отделом завода «Руссо-Балт» под руководством коллектива, возглавлявшегося тем же Игорем Сикорским. В постройке также участвовали такие конструкторы, как К.К. Эргант, М.Ф. Климиксеев, А.А. Серебров, князь А.С. Кудашев, Г.П. Адлер. Строительство «Ильи Муромца» началось осенью 1913-го и было завершено в январе следующего года. Летательный аппарат был оснащён четырьмя двигателями мощностью по 100 л.с., имел длину 22 м, а размах верхнего крыла – 32 м. Все основные детали самолёта были сделаны из дерева, верхнее и нижнее крылья собраны из отдельных частей, соединённых по разъёмам.
«Илья Муромец» стал первым пассажирским самолётом. Интерьер его был отделан с необычным для того времени комфортом. В кабине находились плетёные кресла. Обогрев закрытых помещений обеспечивался выхлопными газами, а электрическое освещение – специальным ветряным генератором. В дополнение к пилотской кабине на борту имелся салон для пассажиров, спальня и даже туалет. В демонстрационных целях машина совершила много полётов над Петербургом и пригородами. Огромные толпы собирались поглазеть на необычайно большой для того времени самолёт, тем более что Сикорский барражировал над городом на небольшой для того времени высоте – всего 400 м. Пилоты одномоторных самолётов так летать избегали, ведь в случае отказа двигателя вынужденная посадка в городских условиях могла оказаться роковой. Однако на «Муромце» было установлено 4 силовых агрегата, поэтому Сикорский не сомневался в безопасности своего крылатого детища.
В 1913–1914 гг. «Илья Муромец» переписывал мировые достижения по высотности, грузоподъёмности и дальности полётов. 12 февраля 1914 г. самолёт установил мировой рекорд по максимальному числу пассажиров, принятых на борт: 16 человек и аэродромный пёс Шкалик. Поднятый вес составил 1290 кг, пилотировал самолёт сам Сикорский.
В число рекордов «Ильи Муромца» входил и первый в мире скоростной дальний перелёт тяжёлого самолёта, состоявшийся 16–17 июня 1914 года: Петербург – Киев – Петербург с одной промежуточной посадкой в Орше. Стартовал он с Корпусного аэродрома Петербурга.
Кроме того, существовал экземпляр «Ильи Муромца» с поплавковыми шасси, переданный в Морское министерство. Увы, печальной оказалась судьба этого водного варианта: испугавшись неприятельских миноносцев и не имея возможности из-за неисправности уйти от неприятеля, самолёт был сожжён собственной командой.
Парк авиаторов
В годы Первой мировой войны на Корпусном аэродроме проходили подготовку военные лётчики. Отсюда совершала полёты одна из первых российских «авиатрисс», как их тогда называли, – княгиня Евгения Шаховская. В начале ХХ века о ней знала вся Европа, и многие в России с большим интересом следили за всеми хитросплетениями её жизни… Эта яркая женщина бесславно погибла осенью 1920 года в пьяной перестрелке (по разным версиям, оказалась убита после того, как застрелила собутыльника-чекиста из пистолета, либо была случайно убита шальной пулей в стихийно возникшей пьяной перестрелке между чекистами).
В 1920-х Корпусной аэродром стал первым международным аэродромом СССР. Отсюда с 1928 г. самолёты смешанного советско-германского общества «Дерулюфт» стали совершать рейсы Ленинград – Рига, Кёнигсберг – Берлин. После того как в 1932 г. открылся аэродром Пулково (первое название –Шоссейная), полёты были перенесены туда. Но Корпусной аэродром продолжал оставаться испытательной базой. В 1934–36 гг. здесь проходили успешные испытания резинового планера, а затем и резинового самолёта (сверхлёгких аппаратов с надувным резиновым корпусом-планером). С 1939 г. ВПП аэродрома использовалась для испытаний конструкций Бюро ГВФ, которое находилось неподалёку и где служил знаменитый лётчик Валерий Чкалов.
С началом Великой Отечественной аэродром переоборудовали под ремонтную базу, а после окончания войны Корпусной вообще перестал использоваться по своему традиционному назначению. В 1960-х годах началась застройка его территории жилыми кварталами, примерно вдоль бывшей взлётной полосы возник Новоизмайловский проспект. Часть бывшего аэродрома стала зелёной зоной, получившей название «Парк авиаторов». Он существует и поныне. В память об аэродроме и геройстве советских лётчиков там на постаменте установлен самолёт Миг-19. А Северную часть бывшего аэродрома теперь занимают кирпичные здания, завода «Техприбор». Эти дома, предположительно, всё, что осталось от старого Корпусного…