Что-то подобное было, когда на экраны России после массированной рекламной кампании вышел «великий фильм о великой войне». Но он не имел успеха в прокате, а у первых серий телеполотна «Зулейха открывает глаза» на канале «Россия 1» весьма хорошие рейтинги. Только вот количество критики, выплеснувшейся на сериал и его создателей, небывалое, нехорошее. Впрочем, и времена настали очень непростые.
Может быть, никакого скандала и не было бы и сериал прошёл бы мимо ушей и глаз большинства хулителей – у нас на ТВ показывали и не такое, несомненно более достойное поношений, – однако ввиду самоизоляции у телевизора оказалась вся страна, да ещё реклама звала к ящику: «Бестселлер, Хаматова, Маковецкий, Мадянов!» – и народ прильнул и выбрал именно «Зулейху», а не какую-нибудь развесёлую «Ищейку» с Первого канала. И всё то раздражение, что накопилось за недели всенародного домашнего ареста, досталось несчастной татарской женщине. А она, между прочим, в награду за свои муки в ссылке благодаря гениальному врачу-немцу удачно родила сына, обрела замечательных друзей, большую любовь и смысл жизни. Но это будет потом.
А после показа начальных серий на «Зулейху» обрушились многие. Во-первых, её соплеменники, которые полагают, что татары предстали в сериале монстрами: муж Зулейхи тиран, постоянно избивающий жену, не считающий её за человека, свекровь ещё хуже, вполне соответствующая своему прозвищу Упыриха, жестокий председатель сельсовета Мансур высылает вдову Зулейху, обрекая её на страшную судьбу, а слепую свекровь – на верную смерть. А то, что ссыльным на перекличке во второй серии даны фамилии видных татарских муфтиев, в том числе действующих, в Казани воспринято вообще как провокация! Русофилы обиделись на то, что русских показали в сериале подонками, издевающимися над меньшинствами, и убийцами – особенно отвратительны герои Мадянова и Баширова. Коммунисты тоже оскорблены: Яхина – вторая Алексиевич – оклеветала коллективизацию в Татарстане и стравливает народы России. Но и антисталинисты недовольны: коммунизм недостаточно разоблачён, лагерь ссыльнопоселенцев напоминает элитный коттеджный посёлок, советский рай. Киноведы же обвинили режиссёра Анашкина в поверхностности экранизации, в превращении трагедии в слезливую мелодраму.
«Мы делали фильм не про коллективизацию и не про ужасы ГУЛАГа, вернее, не столько про них, сколько про любовь, которая преодолевает всё, побеждает все ужасы», – клянутся создатели сериала. Так кто же прав: хулители сериала или те, кто полюбил «Зулейху» и обеспечил ей рейтинг? Вердикт можно будет вынести, только когда посмотрим сериал до конца. Ждать недолго.
Б. Никитский