Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 марта 2024 г.
  4. № 11 (6926) (20.03.2024)
Телеведение

Кому на Руси жить хорошо

50 лет «Калине красной»

20 марта 2024
Василий Шукшин (Егор Прокудин) и Лидия Федосеева-Шукшина (Люба Байкалова) / РИА НОВОСТИ

О «Калине…» в наши брезгливо антисоветские времена пишут много мутной чуши. Якобы власти не давали самородку снять народное кино, а он ужом извернулся и снял, а враги отступились в преддверии исторического юбилея киностудии «Мосфильм» (Википедия для слабоумных).

Проблема была в ином.

Дивная проза Шукшина оказалась фатально, предельно, категорически некиногеничной. Дела – обыденные. Герои – неказистые. Конфликты – вздорные и намеренно сниженные («Мой зять украл машину дров»). Диалоги – сдержанные и сердитые, без эстрадного блеска. Прелесть была в особом строе авторской речи, уникальном порядке слов, который на экран и не перенесёшь никак. Оттого наилучшие и даже лично сделанные экранизации с народнейшими Бурковым, Куравлёвым, Лебедевым и Евстигнеевым успех имели скромный (чуток поверх планки окупаемости) и в золотой фонд вошли только в качестве прилагательного к актёрским и сочинительским талантам Шукшина. Для кино писать надо было отдельно, контрастнее и визуальнее, – а значит, отщипывая дни и без того недолгого срока у настоящей литературы. А иначе выходило как-то куце, не сомасштабно. Да и пёс с ним, сказал бы В.М., – но уж больно хотелось ему перенести на экран историю разинского бунта как отражения народного характера. Студия Горького, в штате которой он состоял, под разными предлогами оттягивала запуск, волынила и мялась – пока мосфильмовец Бондарчук не объяснил Шукшину со всей прямотой: детская кинофабрика бедна как церковная мышь и поднять затратную историческую постановку с неясными прокатными перспективами не сможет, а козырного автора терять боится. «Мосфильм» возьмётся – но автор должен показать коммерческий потенциал на пробной, тестовой картине, которой и стала «Калина…» (вот зачем студии понадобилось кино о современнике, а не затем, что современник им ближе Разина, – дешевле просто). Так что скудный бюджет, над которым ныне пролита бадья слёз, на самом деле входил в условие задачи: снять задёшево и многократно окупить смету.

Тюремная завязка стала мощнейшим коммерческим ходом: многажды сиделая Русь и сейчас особо чувствительна к пенитенциарным сюжетам. Срок был не аномалией, а многими пережитой бытовой неприятностью – и уж деревня-то, фатально рассоренная с новым городским укладом, сидела почти вся: за драки, покражу и пьяную порчу имущества; недаром основной зонский контингент без всякого почтения звался мужиками. Шукшин пораскинул по диалогам только своим понятные шуточки: и работу у генерала Кумова (в первом варианте было «Щёлокова» – но на проходимость подобной феньки никто и не рассчитывал), и обидку на обращение «гражданин», и немотивированную ссору с прокуроршей, и «опускаюсь всё ниже и ниже, того гляди «Во саду ли, в огороде» запою» (петушиная песенка). Редактура, давно живущая с народом врозь, была просто не в состоянии отцедить все примочки, над которыми угорали в зале тёртые мужчины с прошлым.

Встреча с заочницей, каких урки обычно заводят в расчёте на временную перекантовку, а после, бывает, и прилепляются, в несчастливой одноэтажной России была делом повсеместным и чем-то напоминала старинное сватовство «вслепую»: бобыль на вдовушке (разведёнок тогда ещё не придумали). Родители подозревали всякое (и всегда подозревают: чай, чужак в доме), шурин разливал и о больном не спрашивал, глупости ввиду соборного житья откладывались на потом. А потом и засосало: работа, баня, печки-лавочки да толки-пересмешечки. Есенинская тропка от бандитизма к приволью (не зря его «Письмо матери» в чёрно-белых воспоминаниях поёт какой-то духарик). «Малина» не отпустила – хотя, говорят, обычно и не препятствуют.

Вороны взлетели – как часто у нас бывает.

Реквием по отмирающему и без счёта битому крестьянскому сословию зацепил, царапнул по сердцу тьмы таких же, как Шукшин, переселенцев из деревень в города – а набралось их с войны до самого развитого социализма аж треть страны, миллионов под девяносто. 62 из них пошли смотреть «Калину…» в первый же год проката и последний год автора: фильм вышел в марте – он умер 2 октября, в районе «плавающего» в то время Дня учителя (тоже символично: до Москвы директорствовал в сросткинской школе не один год). Славу застал – да не пустую актёрскую, а настоящую, авторскую.

Егор был злой, да и сам В.М. с годами осерчал, заострился, въедливостью набух и легко соскакивал с нарезки. В нём чувствовалась пассионарная маета, готовность скакать по степи в закат или рубить встречных с перепою. И эта смутная жажда оголтелого действия в окультуренной среде узнавалась, тормошила, будоражила миллионы. Его, настоящего, узнали, оценили, немного испугались и приняли.

А Разина уже не случилось – да, может, и к лучшему.

Вот только Разина – разбойного, шукшинского, натурального – нам ещё и не хватало.


Тэги: Фильм
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Герои и предатели

    28.05.2025
  • Вирус Форбса

    24.05.2025
  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS