Предыдущая работа Щипкова – сборник «Перелом» – была пропитана напряжением и тревогой. В ней отразилась борьба с неясным пока ещё исходом. В «Религиозном измерении» обращает на себя внимание в первую очередь изменившаяся тональность. Нельзя не почувствовать, что автор, даже горячо полемизируя, сам в себе пребывает твёрд и спокоен. Таким образом, книга свидетельствует об отвоевании общественного дискурса. Либералы больше не имеют привилегии или исключительных прав на него.
Долгое время над нами, над всей Россией витало как бы некое заклятье. После крушения коммунистической идеологии к либерализму как бы перешли права на единственно правильное и истинное учение.
В продолжение двадцати и более лет, по какому бы поводу ни возникал спор, всегда считалось, что либеральная позиция более сильная, так как за ней – правда времени и некая общемировоззренческая целесообразность. Исход споров предопределялся тем, что будущее мыслилось как обязательно либеральное и подтверждающее правоту либеральной точки зрения.
Сколько бы ни настаивал консерватизм на справедливости и естественности своих положений, он всё равно выглядел проигрывающим и преподносился вполне по-большевистски: как пережиток, вчерашний день и символ отсталости. Понятия консервативного ряда – верность, ответственность, служение, самодисциплина, к сожалению, не были на слуху, не привлекали. Но сопротивление принесло плоды – сумело переломить либеральный тренд последних десятилетий.
Можно наблюдать, как время колеблет либеральное ощущение «универсальности и всесильности». Мы видим, как по разным поводам тезисы либерализма оспариваются довольно успешно. Люди начинают прозревать и неожиданно для себя замечают, что политически либерализм означает топтание на месте и рыхлость, что либерально-экономические догмы оказываются не такими уж убедительными, что плюрализмом и свободами прикрываются вполне жёсткие, подчас тоталитарные и человеконенавистнические вещи.
Либералы по-прежнему отстаивают позиции, спорят, негодуют, но не имеют за собой прежней презумпции правоты и обаяния. В полемике на равных у либералов, какими бы интеллигентами-интеллектуалами они ни были, сегодня нет преимущества. Наткнувшись на встречную аргументацию, они отступают и в конечном итоге замыкаются в узком кругу, создавая что-то на манер фан-клуба по интересам.
Либералы на сегодняшний день не определяют погоды и в церковно-административной деятельности, и в христианском просветительстве и проповеди. 2011–2014 годы стали временем серьёзных испытаний для православной церкви. Она выстояла, одержана важная победа.
Книга «Религиозное измерение журналистики» в сложившихся условиях смотрится манифестом консервативного поворота. Она охватывает политические и церковно-политические события последних пяти лет, которые довольно неожиданно, но в меру и со вкусом, обрамлены главами мемуарного жанра – воспоминаниями юности и первой половины жизни автора. Отдельный блок, самый жёсткий, бескомпромиссный, но при этом корректный, включает в себя полемику с известными персонажами нашей общественной жизни.
У консерватизма много внутренних проблем. Сохраняется также вероятность политического слома в стране, при котором либеральный дискурс будет повторно навязываться и внедряться искусственным образом. Но никогда уже после совершившегося перелома либерализм не будет властвовать над умами и душами, как прежде.
Андрей РОГОЗЯНСКИЙ