Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 января 2025 г.
  4. № 3 (6967) (22.01.2025)
Культура

Красавицы и чудовище

Премьера к 450 летию Уфы

23 января 2025
Сцена из спектакля

В Башкирском государственном академическом театре оперы и балета поставили балет «Семь девушек» по мотивам древней народной легенды «Етегэн йондоз» («Семизвездие»). Премьеру можно считать мировой – до нынешнего времени во всеобщем реестре хореографических сочинений такого названия не существовало. Разве что одноимённый фольклорный танец в сценической обработке ученика и последователя Игоря Моисеева Файзи Гаскарова – основателя Ансамбля народного танца Башкортостана. Он вошёл в постановку поэтическим апокрифом, соединив «преданья старины глубокой» с сегодняшним днём: в Башкирии чтут историю.

Постановка нового балета, что называется, с чистого листа – задача непростая и не обходится, как правило, одним энтузиазмом, ибо требует поиска авторов неравнодушных, увлечённых, способных отважиться на кропотливую работу и пройти стайерский путь. Прецедентов не так много, как можно подумать, но они есть и даже множатся, особенно в последние десятилетия. В лидерах помимо Башкирской оперы, последовательно воплощающей на своей сцене новые национальные сочинения (опера «В ночь лунного затмения» Салавата Низаметдинова, балеты «Аркаим» Лейлы Исмагиловой, «О чём молчат камни» и «Свет погасшей звезды» Николая Попова, рядом – «Аленький цветочек» по Сергею Аксакову – с музыкой Владимира Купцова), Татарский театр имени Мусы Джалиля (оперы «Любовь поэта» и «Сююмбике», балеты «Золотая орда» и «Иакинф» – все композитора Резеды Ахияровой и драматурга Рената Хариса). И в Уфе, и в Казани «мировые премьеры» продолжают традиции, наследуя духу и букве классического наследия («Джалиль» Назиба Жиганова – в обоих театрах, «Журавлиная песнь» Загира Исмагилова и Льва Степанова – в Башкирии, «Шурале» Фарида Яруллина – в Казани).

Хореографическую поэму «Семь девушек» в Башкирии задумали давно, но сплотить команду единомышленников сумели после конкурса на создание партитуры, выбрав безусловного победителя – выпускницу Санкт-Петербургской консерватории Галину Зиганову, сумевшую преобразить национальный мелос в развитой симфонической форме. Её музыка свежа, современна, впечатляет непрерывностью драматургического развития, пришедшего на смену номерной структуре со времён Чайковского и Глазунова. Как музыкант Зиганова владеет широким и свободным дыханием, интонационно богатым словарём; как драматург – устраивает в почти трёхчасовом балете занимательный диалог с композиторами-предшественниками, собственными репликами «реагируя» на афоризмы классиков – Стравинского, Прокофьева, Хачатуряна, Меликова, ни разу их не копируя и не цитируя напрямую. Партитура напоминает исторический вояж во времени – от бесхитростных напевов сказителей-кураистов и легендарной лирики сырнау-торна (журавлиной песни) до драматургически насыщенных сонатных разворотов и мощных оркестровых tutti в кульминациях.

Татьяна Ломовская

Хореограф Ринат Абушахманов отзывчиво следует намеченной Зигановой композиции и безошибочно чередует в пересказе легенды лирические и драматические эпизоды, сольные и массовые танцы. В своих пластических фантазиях он столь же свободен, как и автор музыки: неоклассика безшовно пронизывает собой танец-модерн, фольклорные мотивы искусно сочетаются с академическим и свободным танцем. Есть даже традиционный дивертисмент, составленный из следующих одна за другой вариаций девушек на городском празднике, больше похожем на обручение красавиц с богатырями-егетами – татарский джеб-кабул или башкирский никах. Начало второго акта, когда свадьбы не за горами, – гимн родной земле, осанна красоте, идиллия согласия. То, что происходит до антракта и после (вплоть до финала), – похоже: борьба, натиск, испытание, нашествие устрашающих дэвов-духов под водительством «трёхглавого» чудища (главному Дэву назначена свита) в мир добра, гармонии и любви. Дух зла побеждает отважного егета Акбулата – возлюбленного младшей из сестёр – Яугуль, убивает защитников красавиц и уводит их в своё логовище, сильно смахивающее на пламенеющий ад. Взявшись за руки, сёстры бросаются с отвесной скалы в глубокое озеро, откуда тут же возносятся на небо семь звёзд, образующих созвездие Большой Медведицы. Временами кажется, что Дэв – отражение самого Акбулата, оборотная сторона его души (как не вспомнить Зигфрида и Злого гения в версии «Лебединого озера» Юрия Григоровича), но намёк так и остаётся намёком, не получая развития в дальнейшем, хотя тут бы и пригодился полноценный второй акт.

Всесторонне образованный и наделённый богатой фантазией Ринат Абушахманов, подобно многим современным хореографам, больше тяготеет к минималистским формам. «Полный метр» (два, а иногда и три акта) – не чета миниатюре или, как говорят в миру, одноактовке. Уязвимость его, Абушахманова, фантазий даёт о себе знать, когда сюжет самоисчерпывается и приходится добавлять к нему репризы, проговаривать проговоренное сызнова, толковать сказанное снова, комментировать очевидное лишний раз. Мы уже знаем о том, что покой и благополучие некоего солнечного города (так – в либретто) нарушают злые духи; мы уже сопереживаем всем сердцем красавице Яугуль и храброму Акбулату, чьё счастье нарушено тёмной силой; уже и сам Акбулат бездыханно повержен Дэвом и тот нависает грозой над бедными сёстрами… Но нет, Яугуль отмаливает возлюбленного у Луны, и воин воскресает, чтобы сразиться с нечистью ещё раз и снова пасть в неравном бою. По сути, второй акт повторяет первый, и коллизия запускается повторно.

Татьяна Ломовская

Недостатки либретто, написанного хореографом и композитором совместно, произрастают из того, что ни один из них не смог посмотреть на сделанное со стороны, чтобы произвести отбор материала (беда всех так называемых авторских спектаклей и отдельная тема для размышлений относительно не только балета, но и драматического театра). Что помогает в этом случае и решительно выводит «Семь девушек» в ряд безусловных событий театральной осени?

В первую очередь безукоризненное прочтение партитуры одарённым дирижёром Александром Алексеевым, извлекающим из сочинения Зигановой мощный художественный смысл, и смысл этот есть свет, восстающий над временами и событиями, обнимающий их своим струящимся потоком (на мировом уровне звучат все оркестровые группы: струнные, деревянно-духовые, медные, ударные). Результат: партитуру можно и нужно играть как самостоятельный опус в филармонических программах. Помогает сценография главного художника Театра драмы имени Мажита Гафури Альберта Нестерова: яркая, современная, многозначная, где основной художественный образ – словно перевёрнутое вверх дном озеро в форме распускающегося цветка – символ любви, надежды и необоримой красоты. Конечно, многое решает и сама труппа театра под художественным руководством Леоноры Куватовой, кордебалет и солисты: превосходные Гульсина Мавлюкасова, Софья Саитова (Яугуль), Ильнур Зубаиров, Сергей Бикбулатов (Акбулат), Олег Шайбаков, Артём Доброхвалов (Дэв), Руслан Абулханов, Андрей Брынцев (сказитель Баксы).

Новый балет, как и сама легенда, завершается чудом: на небосклоне, раздвигая пределы сцены, зажигаются семь звёзд. В Уфе знают, как это делать.


Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Сергей Коробков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS