
Антон Михайлов
Фото из открытых источников
Настоящая драма, переходящая в фарс, а местами в трагикомедию в духе Чехова и Салтыкова-Щедрина, разыгралась в начале апреля в зале заседаний Краснодарской краевой организации ВТОО «Союз художников России» и по сей день продолжается в кулуарах здания по адресу: ул. Октябрьская, 51. Это здание, которое является единственной недвижимой собственностью краснодарских художников – то есть их домом – и которое из-за «благих» действий председателя организации А. Н. Буртасенкова может быть безвозвратно утеряно.
Прошедшая 5 апреля 2025 года конференция Краснодарского отделения Союза художников России, инициированная ревизионной комиссией ККО ВТОО «СХР», явила истинное лицо человека, которому была вверена забота об организации с почти вековой историей, с деятельностью и мудрым руководством которого Союз связывал большие надежды на динамичное развитие и процветание. Но получилось все иначе…
Вышло так, что за два с половиной года председательства живущий на три города (Москва, Краснодар, Горячий Ключ) Алексей Буртасенков преуспел лишь в том, что внёс невероятный сумбур, меньше всего пересекающийся с интересами организации.
Вкратце предыстория «страстей по дому художников» в Краснодаре, совпавших с Великим постом, такова. Здание по ул. Октябрьской, 51, находящееся (пока ещё, слава Богу) в собственности Краснодарского отделения Союза художников, является памятником архитектуры регионального значения, что накладывает на организацию определённые охранные обязательства. Одно из них – регулярные реставрационные работы, необходимость в которых и назрела в текущий момент. По решению суда было вынесено постановление о реставрации здания, и администрация Союза тут же начала действовать. Были подготовлены все необходимые документы и инициирован сбор целевых средств от продажи картин художников, пожертвований граждан, благотворительных и прочих мероприятий. Он поступает на общий счёт организации. Но вот незадача – контроль за этим счётом единолично пытается осуществлять сам председатель, ограничив доступ к нему даже бухгалтеру организации.
В худшее верить не хочется, но, когда на тебе ответственность за историю кубанского искусства и благополучие его здравствующих творцов, логично хотя бы проверить. Что и сделала ревизионная комиссия КО СХР, проведя несколько финансовых проверок организации с целью определения ее экономической витальности.
Анализ поступлений от арендаторов здания, от членских взносов и продажи картин для нужд, связанных с ремонтом, от благотворительных и целевых сборов показал, что организация в состоянии начать реставрационные работы, то есть самостоятельно зарабатывать средства и решать поэтапно вопросы с реставрацией без ущерба для своей уставной деятельности.
Однако председатель не очень горел желанием внимать очевидности и эмоционально, но малодоказательно уверял коллег в том, что Краснодарское отделение сильно задолжалось перед Союзом художников России, что на организации лежит бремя каких-то неподъёмных штрафов и что индульгенцией от этих грехов несостоятельности может стать только некий инвестиционный договор, который поможет безболезненно решить вопрос с реставрацией и вообще дарует всем великое счастье.
Ну, договор так договор. Покажите-ка его, Алексей Николаевич, на внеочередной конференции организации. Да, да, внеочередной, так как регулярностью проведения заседаний вы пренебрегаете, созывая их раз в два-три месяца, а не – железно – раз в месяц, как того требует Устав СХР.
И вот 5 апреля час X настал. На конференции, прошедшей без председателя секретариата, что неприемлемо по Уставу (но не по мнению А. Н. Буртасенкова, который заявил, что он сам и есть секретариат), членам правления предварительно был предоставлен для ознакомления договор инвестирования, который, как оказалось, не носит никакого инвестиционного характера, а является классическим образцом договора купли-продажи недвижимого имущества между Краснодарской КО ВТОО «Союз художников России» и третьим лицом, условно называемым ООО «Новый инвестор». Очень интересно, кто он? Правлению под напором председателя попросту было предложено проголосовать за продажу здания с рассрочкой платежа на десять лет при условии нахождения организации в этом здании до конца срока выплаты. Стоимость определяется в десять миллионов рублей.

Правление, так скажем, и не сильно сопротивлялось в силу разных причин. Вообще, чтобы привлечь на свою сторону «мастеров кисти и холста», в ход идут уговоры, посулы званий и наград, а кто-то уже получил свои медальки, так что как тут устоять перед соблазнами, как не растаять и не разомлеть перед таким признанием себя и радужными перспективами. Правда, здесь хочется вспомнить слова Паскаля Брюкнера: «Есть победы, ведущие в тупик, и поражения, открывающие новые пути».
Многие члены СХ, присутствовавшие на конференции, высказались категорически против такого откровенно невыгодного, если не сказать странного решения. Но в протоколе конференции, опубликованном на сайте, это не отражено, как и многие другие поднимаемые вопросы, зато в этом документе содержатся пункты, за которые члены СХ не голосовали.
В проведении конференции вообще был допущен ряд нарушений – от игнорирования председателем утверждённого регламента до введения членов СХ в заблуждение относительно текущих издержек организации (суммы были оглашены А. Н. Буртасенковым, но предъявить подтверждающие документы он отказался).
В числе прочих претензий к работе действующего председателя ККО ВТОО «Союз художников России»:
- Контроль за ведением протоколов заседаний правления. Протоколы ведутся выбранными правлением секретарями, но в дальнейшем обрабатываются непосредственно А. Н. Буртасенковым, в результате чего их содержание искажается.
- Искусственное затягивание решения вопроса с ремонтом здания и сознательное подведение А. Н. Буртасенковым только к одному варианту решения – заключению договора купли-продажи по цене ниже кадастровой стоимости здания с рассрочкой в десять лет.
- Давление на членов ревизионной комиссии со стороны А. Н. Буртасенкова и удаление их без объяснения причин из группы правления в WhatsApp.
- Информационное изолирование членов Краснодарского отделения Союза художников, инициированное А. Н. Буртасенковым. Обмен информацией с Союзом художников России происходит только через председателя Краснодарского отделения. После того как ревизионной комиссией было направлено письмо о приглашении на конференцию, референт Союза художников России по Южному федеральному округу И. Князева отказалась предоставлять какую-либо информацию и сообщила, что общаться по любым рабочим вопросам она намерена только с председателем Буртасенковым. Письма на почту Союза поступать перестали.
- Игнорирование коллективного запроса на проведение офлайн-встречи со всеми арендаторами.
- Дезинформирование арендаторов относительно прогнозируемых сроков пользования арендными помещениями.
- Переподписание в одностороннем порядке договоров аренды и игнорирование пункта об их пролонгации. А ведь за последний год в числе арендаторов появились меценаты, которые за личные средства (более 1,5 млн рублей) восстановили аварийные помещения бывшей мастерской художника Степана Попучаева и флигеля Кирхи, тем самым добавив в актив здания дополнительные арендные площади. Была проведена колоссальная работа по расчистке захламленной территории заднего двора, выполнены земляные и грейдерные работы по земельному участку, сделана отмостка с одной стороны здания, благодаря чему появилась дополнительная территория для проведения мероприятий на заднем дворе, организована зона парковки, проложены бордюры. Но перед вышестоящей инстанцией Алексей Николаевич, по дошедшей до арендаторов информации, отчитался о результатах этой работы как о достижениях собственной деятельности. Разработка дизайн-проекта реновации здания, согласно которому половина арендуемых помещений подлежит сносу, что противоречит условиям договора.
К сожалению, список «благих дел» Алексея Николаевича Буртасенкова можно было бы продолжать бесконечно. Но время не ждёт. Уже завтра краевая братия художников может недосчитаться своего последнего недвижимого имущества и продолжить молчаливо глотать слёзы обиды оттого, что не смогли отстоять «своё на законных основаниях». Этого не должно произойти. «Хор» вопиющих в пустыне должен быть услышан и общественностью, и «метрополией» Союза художников России, и инстанциями, обеспечивающими законное ведение деятельности руководителями творческих общественных организаций.
Краснодарский Союз художников в свое время уже лишился мастерских на улице Северной и скульптурного цеха, притом все делалось ради художников и для художников, – исход, как видим, плачевный. Главное, чтобы история не повторилась в виде «Вишневого сада» и «города Глупова».