Олег Митяев отмечает 60-летие. По идее, надо было бы расспрашивать его о вехах и датах, песнях и грядущих концертах. Однако сегодня воспитанием подрастающего поколения он озабочен гораздо больше, чем сочинением новых песен. Предъюбилейное интервью получилось не особо музыкальным и совсем не праздничным. Зато актуальным.
– Фёдор Конюхов, которому вы посвятили песню «Просыпаясь, улыбаться», однажды пожелал вам достичь своего полюса. А вы всегда говорите, что к племени покорителей себя не относите…
– Мы с ним очень разные. Наверное, поэтому нас друг к другу и притягивает. Я человек обыкновенный, к подвигам не готов. Каждому, как говорится, своё. Мне досталась «трудная» функция лежать на диване, встречаться с друзьями, ходить в баню – такая вот «технологическая» необходимость, иначе ничего не напишется. Главным для меня было вовремя понять, что всё правильно и так и должно быть. А Фёдор Филиппович – настоящий герой: всё уже вроде бы в этой жизни попробовал и преодолел – и оба полюса, и все высочайшие вершины мира, и океан на вёслах. Казалось бы, пожинай заслуженные лавры, пиши мемуары. А он решил лететь вокруг земли на воздушном шаре, поднявшись на высоту в 10 000 метров! Силой духа этого человека невозможно не восхищаться. Такие, наверное, и существуют на земле для того, чтобы мы – простые и обычные, столкнувшись с серьёзным испытанием, видели перед собой наглядное доказательство того, что человеку по силам гораздо больше, чем мы можем себе представить.
– Немногие мужчины способны честно признаться в собственном негероизме…
– У Ахматовой есть «Поэма без героя», а я в своё время собирался написать «Поэму без героизма». Предпочитаю быть честным. Негероев-то на земле гораздо больше, чем суперменов.
– Неужели это единственное самоопределение и даже стоящий на пороге юбилей не вызвал в вас потребности определить, кто вы?
– А смысл? Я человек, а каким должен быть человек, определено в заповедях Господних. Нам остаётся только им следовать, независимо от того, чем мы занимаемся в этой жизни. А юбилей… Отмечать 50-летие мне очень понравилось: сижу на сцене, мои песни поют Тамара Гвердцители, Валерия, Сергей Безруков. Красиво! Звоню на днях Валерии, говорю, что надо бы песню какую-нибудь на очередном юбилейном концерте исполнить. А она мне: «Только не говори, что прошло 10 лет!» Прошло! 19 февраля в Крокус Сити Холле соберётся замечательная компания – Иосиф Давыдович Кобзон, Александр Маршал, Александр Иванов, Эдуард Артёмьев. Это будут торжественные проводы на пенсию. Приглашаю всех!
– Ни на какую пенсию вас публика не отпустит. Даже не надейтесь!
– И я ей за это искренне благодарен. Люди, которые приходят на мои концерты, ищут в песнях ответы на вопросы, которые мучают их в жизни. И пока они приходят, есть смысл в том, что я делаю.
– И таких людей много. Тот же Крокус, имеющий репутацию самого гламурного зала, на вашем фестивале «Крепитесь, люди!» был полон. Сегодня, на мой взгляд, он нам даже нужнее, чем два года назад.
– Людям – да, наверное, нужен. Авторская песня – это в каком-то смысле ступенька к большой поэзии, до которой человеку неподготовленному сразу и не дотянуться. А так он сначала каких-то простых авторов слушает, потом к Окуджаве перейдёт, а там уже и Пушкин с Пастернаком на горизонте возникнут. Мы и задумывали этот фестиваль с таким расчётом, чтобы привлечь не только тех, кто давно любит авторскую песню, но и неискушённую публику, чтобы постепенно вести её по тропинке к высокой поэзии. Мы прекрасно отдавали себе отчёт в том, что слушателя надо воспитывать, процесс это долгий, и фестиваль – процесс! Первый канал на идею откликнулся, концерт показал и… всё. Тот же шансон там был подан гораздо ярче и мощнее: мол, именно это народу нравится, именно это ему и нужно. И деньги делаются на таком контенте. Конечно «нравится», если шансоном теле- и радиоэфир буквально переполнен, а авторская песня в нём практически не слышна. А то, чего нет в эфире, для слушателя как бы и не существует вовсе. Круг замыкается: авторской песни нет в эфире – слушатель её почти не знает, а значит, и потребности её слушать у него не возникает; то, в чём нет потребности, не приносит денег, а то, что не приносит денег, отсутствует в эфире.
– Есть надежда этот круг разорвать?
– Честно? При нынешнем положении дел – нет. Никакой! Поддержание достойного культурного уровня своих граждан – задача государства, а не шоу-бизнеса. Но чиновники от культуры отказались поддержать не только совсем молодой фестиваль «Крепитесь, люди!», но и уже зарекомендовавший себя Ильменский фестиваль, и даже существующий много лет легендарный Грушинский. Слава богу, власти на местах выделяют какие-то деньги и помогают фестивалям авторской песни, понимая, что та же «Груша» – это намоленное место, куда тянет огромное количество людей, и даже если никакой организационной работы по его проведению не будет, он всё равно состоится.
– Была у вас мечта создать Дом авторской песни. Как обстоят дела с её воплощением?
– Никак. Уже и не мечтаю. Владимир Владимирович Путин, когда я ему эту идею высказал, ответил: «Олег, чтобы наш разговор не повис в воздухе, напишите официальное письмо». Я написал. Он ответил и даже распоряжение соответствующее написал министру культуры РФ, в Департамент культуры Москвы и в Фонд Олега Митяева. И хоть бы кто из чиновников пальцем пошевелил! Я бился-бился, пока, наконец, не понял, что должен буду всё бросить – все свои песни, все концерты и все педагогические затеи – и посвятить пробиванию этой глухой стены всю оставшуюся жизнь. Но и в этом случае ещё не факт, что будет результат. Каждый метр в Москве – золотой, если не платиновый. И никакой чиновник не осмелится отобрать у богатых людей даже несколько этих десятков квадратных метров: Дом авторской песни не будет приносить такой же прибыли, как магазин или банковский офис. В соображениях выгоды утонуло даже распоряжение президента! Повторюсь: проблемы культуры – это государственные проблемы. Но государство, видимо, так не считает.
– Однако наша весьма неповоротливая государственная система потихоньку начинает поворачиваться к ним лицом…
– Слишком медленно и неохотно. Это должен быть не плавный поворот, а стремительный разворот на 180 градусов от того курса, которым государство шло все эти годы. Мы уже не одно поколение потеряли и сколько ещё потеряем! Строим тюрьмы для преступников, вместо того чтобы возводить дворцы для детишек. Потому что по-прежнему все хотят заработать деньги. Не завтра, а сию минуту. Много и с минимальными усилиями. И в кризис это желание становится только острее.
– Тем не менее вам удаётся объединять и педагогов-энтузиастов, и ответственно мыслящих предпринимателей – как иначе удавалось бы вам и вашим сподвижникам отдавать всё настоящее детям!
– Да, без этой потрясающей команды там, у меня на родине, в Челябинске, и без тех, кто нам помогает, ничего бы не было. Это замечательные люди, понимающие, как надо воспитывать детей, чтобы из них не вырастали воры и убийцы. Мы помогаем детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, именно у них выше риск оказаться на самом дне. Ребята поют в хоре, занимаются английским, астрономией, даже киностудия своя есть. Наша челябинская инициатива превратилась в Ассоциацию «Всё настоящее – детям». Сейчас она объединяет больше 30 городов. Я много езжу по стране, общаюсь с такими же, как мы, энтузиастами и с ужасом убеждаюсь, что восстановить ту отлаженную систему внешкольного воспитания, какая у нас была прежде, чрезвычайно сложно, если вообще мы уже не опоздали это сделать. У нас было счастливое детство. В моём родном Ленинском районе славного города Челябинска были и Дворец культуры, и Дворец спорта, и библиотека, и музыкальная школа – всё рядом, всё доступно, из кружков и секций можно было не вылезать. А сейчас всё в запустении или еле дышит, отдав большую часть помещений если не шиномонтажу, то «Евросети» какой-нибудь. Мы строили коммунизм, были заняты делом. Да, мы его не построили, но нами руководило нечто большее, чем личная выгода. Моральный кодекс строителя коммунизма, между прочим, не сильно отличается от 10 заповедей. Живи честно, работай честно. Это надо в человеке воспитывать. Но нам не до того, мы другим заняты – строим заборы повыше, ставим замки понадёжней, нанимаем охранников посильнее и ставим системы наблюдения. И всё это вместо того, чтобы воспитывать людей, для которых воровство немыслимо по определению, а не из страха перед наказанием.
– Воспитывать сложнее, чем строить заборы. Но главное, забор – личное дело, а воспитание – государственное…
– Не просто государственное, это должно стать нашей национальной идеей. Я абсолютно убеждён в этом. И этим должны заниматься не только педагоги в школах и воспитатели в детских садах, но и все лучшие люди нашего общества. К нам в Челябинск делиться опытом приезжают Евгений Ямбург (академик, директор славящегося своими инновациями московского центра образования № 109. – В.П.), Михаил Казиник (известный искусствовед, музыкант, писатель и просветитель. – В.П.) – это потрясающие люди, такие, как они, должны воспитывать воспитателей. И они, несмотря на весь их авторитет, тоже бьются как рыба об лёд. И что мы имеем? Министра образования Ливанова, как и его предшественников, уже сколько времени критикуют со страшной силой? Уже всем ясно, насколько порочна навязанная ими система образования! И что? А ничего! Он снова выходит на трибуну и рапортует, как у нас всё прекрасно с образованием и воспитанием. А тем временем люди в разных городах России тихо и незаметно, без пафоса и исключительно на собственном энтузиазме занимаются воспитанием ребятишек, которым, повзрослев, придётся отвечать за судьбу страны, а государство им не только не помогает, оно даже не смотрит в их сторону. Я кажусь вам брюзгой?
– Вовсе нет. Чем больше таких голосов, как ваш, тем больше шансов, что нас всё-таки услышат…
– «Жаль только – жить в эту пору прекрасную…»
– А вдруг дотянем? Может, не всё ещё потеряно, если народ в двадцатиградусный мороз штурмом берёт выставку Серова?
– Это исключение, а не правило. Во всяком случае пока. И не в том беда, что мы недотянем, можно было бы утешать себя тем, что дотянут наши дети или внуки, но не получается. Государство озабочено политической ситуацией, решает проблемы в ЖКХ, строительстве. Но если бы оно на протяжении последней четверти века занималось воспитанием своих граждан, сегодня и масштабы, и уровень этих проблем были бы меньшими.
– Слушая вас, ловлю себя на мысли, что по жизни вы, похоже, руководствуетесь старой как мир мудростью: делай что должен, а там будь что будет. Ничем иным я для себя ваш уникальный оптимистичный пессимизм объяснить не могу.
– Спасибо моим предкам по линии мордвы – они были лириками, а лирики поэтизируют окружающую действительность. Больше всего я жалею о том, что не все люди лирики. Так жалко, что не все умеют радоваться простым вещам – тёплому дождику, чистому снегу, хорошей песне… Кому-то это счастливое свойство даётся от природы, но большинству надо воспитывать его в себе. Видите, опять к воспитанию пришли. С него всё начинается, к нему всё и сводится…
Беседовала Виктория ПЕШКОВА