– Михаил Петрович, в 90-е годы ДПФ вело сбор народных средств на достройку военных кораблей. И потом вы смогли передать один корабль для ВМФ России и два для Морской погранохраны. Первым был тральщик «Валентин Пикуль». Имя выбрали неслучайно?
– Имя определило командование ВМФ, корабль находился на стапелях Невского судостроительного завода. Проблема была в том, что у государства не имелось средств на достройку. Но и в таком виде тральщик надо содержать, обслуживания сколько! Возможны были два пути: найти деньги или пустить корабль на металлолом. На этом варианте начальники решили остановиться. Когда мы в ДПФ узнали, чётко решили: корабль с таким именем не может пойти под нож. Как говорится, двинулись в народ, чтобы всем миром собрать рубли и копейки. За полтора года собрали свыше 500 миллионов неденоминированных рублей. Деньги поступали отовсюду – от Калининграда до Сахалина. Потом и правительство подключилось. Тральщик «Валентин Пикуль» был достроен. Поныне несёт вахту в Чёрном море.
– Успех книг писателя при его жизни был уникальным. Почему?
– Думаю, во многом потому, что книги Пикуля в советское время отличались не только правдивостью и остротой сюжета, но и тем, что были посвящены удивительным, подчас замалчиваемым страницам нашей истории. Если о ней и писали тогда, то больше в научном или кабинетном формате. Пикуль же смог многомиллионными тиражами своих книг сделать интерес к этому массовым. Его читали во всех слоях общества.
Тогда по-разному, но довольно твёрдо поддерживалась своего рода мода на заграничное – на трёх мушкетёров, например. Пикуль словно бы спорил с этим: русская история ничуть не менее интересна! Потом он был подзабыт, но сейчас замечаем, что с ростом интереса к родной истории люди вновь тянутся к книгам Пикуля.
– ДПФ много сделало для сбережения творческого наследия писателя, его памяти. Знаю, вы дружите со вдовой писателя Антониной Ильиничной.
– Для нашего движения Пикуль – родной человек и писатель, он нам никем не навязан. Он наш – духовно, по своим взглядам и представлениям, как надо вести себя человеку в сложных обстоятельствах, как не терять себя и своё лицо. Особенно он близок офицерам флота, морякам, корабелам. Все 26 лет, сколько существует ДПФ, Пикуль, его произведения составляют важную часть нашей духовной платформы. Будучи депутатом Госдумы от Мурманской области, я вместе с подвижниками из ДПФ стал инициатором идеи поставить ему памятник в Мурманске, где он начинал флотский путь юнгой. И памятник поставили. Открыты мемориальные доски в разных местах страны, его именем названы улицы, библиотеки, ещё два корабля. Это по заслугам. В каком-то смысле он доказал, что и один в поле воин, сумев пробудить у миллионов людей интерес к истории страны, нашего флота, нашей армии. Что касается человеческих связей, мы часто гостим у Антонины Ильиничны в Риге, она бывает на многих наших акциях. Мы друзья.
– Нужно ли изучать Пикуля в школе, хотя бы факультативно?
– Пикуль, на мой взгляд, должен изучаться в школах и вузах, и не только факультативно. Такие произведения, как «Крейсера», «Моонзунд», «Богатство», «Каторга», «Из тупика», «Фаворит», «Честь имею!», «Нечистая сила»…
– Так вы перечислите все его книги. Какую стоило бы изучать школьникам обязательно?
– Одно произведение мне назвать трудно. Но если настаиваете, то «Крейсера». Кто прочтёт, захочет прочесть всё. Пикуль – писатель на все времена, пока есть Россия. Странно, что в министерствах образования и культуры этого не понимают.
Беседу вёл
Владимир Сухомлинов