Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 марта 2015 г.
  4. № 11 (6501) (18.03.2015)

Критерии преткновения

Выпуск 2 (13)

18 марта 2015

Знаменательно, что в Год литературы обсуждается школьное сочинение. Но кажется, что обсуждение это начинается с чистого листа.

Российские учителя литературы в первой половине 2014/2015 учебного года оказались в ситуации стресса. Учеников 11-го класса буквально за два месяца необходимо было подготовить к сочинению. Конечно, любой современный учитель готов всегда и ко всему. Однако новый экзамен по старой форме вызвал больше вопросов, чем предложил готовых ответов.

Чтобы подготовить учеников к экзамену, преподаватель должен понимать, что именно будет проверяться в письменной работе, какие знания, умения, способности, реакции учеников окажутся необходимыми в возникшем положении.

Ключом к пониманию целей и задач возвращения сочинения являются критерии оценки, которые, по ожиданию многих учителей, связаны с повышением значимости литературного и языкового образования, появлением новых стимулов к чтению классической литературы и появлением у выпускников желания и готовности проявить свою личность в тексте.

Сочинение должно проверяться так, чтобы выявить объективные показатели развития ученика, его готовности к взрослой жизни, способности самостоятельно рассуждать и аргументировать выдвинутые тезисы с помощью опыта, аккумулированного в классической и современной литературе.

Традиционно письменная работа в форме сочинения на заданную тему позволяет оценить ряд умений: а) рассуждать на заданную тему; б) показать отношение к категориям добра и зла, прекрасного и безобразного; в) грамотно писать на русском языке, соблюдая в тексте качества хорошей речи: правильность, чистоту, богатство, точность, выразительность, уместность; г) использовать литературный материал для аргументации своей позиции.

Метапредметный характер сочинения, о котором так много говорили, предполагает оценку этических и эстетических ценностей выпускника, то есть способности задавать оси координат добра и зла, прекрасного и безобразного.

Учителя отмечают размытость предложенных в 2014 г. критериев для проверки сочинений. С одной стороны, это стало основанием для положительной оценки (зачёт) большинства работ. И это, несомненно, хорошо для учеников, учителей, директоров школ, работников комитетов и Министерства науки и образования. С другой – широта и неопределённость критериев не позволяют дифференцировать уровень читательской компетенции.

Предложенные в 2014 г. критерии для проверки сочинения были восприняты педагогическим сообществом как временные, так как они не соответствуют современным научным подходам к тексту и не предлагают точных количественных параметров.

Критерий № 1 – «Соответствие теме» – не даёт возможности проверить и оценить уровень осмысления художественного текста.

В критерии № 2 – «Аргументация. Привлечение литературного материала» – не предлагается ни параметров анализа художественного произведения, ни количества допустимых фактических ошибок. Литературные примеры, приводимые учениками, однообразны; это свидетельствует о том, что круг их чтения узок.

Для критерия № 3 – «Композиция и логика рассуждения» – не определено точное количество грубых логических нарушений.

На усмотрение проверяющего отдан и критерий № 4 – «Качество письменной речи». То есть можно сделать вывод, что незачёт должен ставиться только за грубое косноязычное изложение мыслей. Субъективность в оценке текста допускает такая интерпретация критерия: «Низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения».

Критерий № 5 – «Грамотность» – оценивает общее количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок (5 на 100 слов текста), то есть на 350 слов – средний объём сочинения – допустимо 17 ошибок. Даже такая низкая планка грамотности в 2014 г. во многих работах не была взята выпускниками.

Критерии оценки сочинения не должны быть похожи на систему проверки единого экзамена по русскому языку. Сходство выпускного сочинения и мини-сочинения на ЕГЭ по русскому языку обусловлено общностью жанра письменной работы (эссеистическое рассуждение) и едиными задачами проверки. Отсутствие жанрово-стилистических ориентиров – один из главных недостатков, скрывающихйся в формулировке задания и списке предложенных тем в 2014 г.

Сочинение востребовано системой образования потому, что часть С обязательного экзамена по русскому языку не позволяет пишущему реализовать творческий потенциал и обнаружить систему взглядов на жизнь.

Недостатком вновь введённой формы аттестации можно считать отсутствие дифференцированной оценки. Разработка количественных показателей повышения или понижения балла по каждому критерию сделает оценивание более объективным и целенаправленным.

Выпускное сочинение должно значительно отличаться от задания части С экзамена по русскому языку, оно должно развиваться в другой жанрово-стилистической плоскости, раскрывать горизонты литературного творчества как способа мироощущения выпускника.

В качестве критериев оценки можно предложить следующие: соответствие сочинения теме и жанровым особенностям текста; опора на литературный материал; владение понятиями этики и эстетики; соблюдение качеств хорошей речи: правильности, чистоты, богатства, точности, выразительности, уместности; оригинальность. Каждый из названных параметров текста может иметь шкалу с количеством баллов. Таким образом, оценивание речевого, этического и эстетического развития выпускника должно проходить с помощью такой формы, как выпускное сочинение.

Каким будет сочинение, как будет организована подготовка и процедура проведения, зависит от того, какие показатели готовности выпускников к взрослой жизни и продолжению образования будут заложены в критерии оценки текста. Камнем преткновения в споре о школьном сочинении как форме итоговой аттестации выпускников становится именно критериальная оценка текста. Сочинение станет действенным средством оценивания зрелости личности, если будут найдены и зафиксированы в официальных документах критерии оценки хорошего текста.


Тэги: Филология ЕГЭ Сочинение
Обсудить в группе Telegram

Алексей Дунев

Алексей ДУНЕВ, учитель русского языка и литерат... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ещё раз о ЕГЭ

    04.10.2023
  • О сыны, не ждал я зла такого!

    13.09.2023
  • Вам и не снилось

    30.08.2023
  • Единый, он же единственный

    08.04.2023
  • Эдгар По и ненавистный ЕГЭ

    06.04.2023
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
  • Жертвы ЕГЭ

    100 голосов
  • Образовательная «яма»

    62 голосов
  • Гоголь forever

    58 голосов
  • Езжай, мой сын, езжай отсель,..

    57 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS