Вячеслав Лютый. Предназначение. – Воронеж: Воронежская областная типография, 2022. – 704 с.
Прочитав 700-страничную книгу известного критика Вячеслава Лютого, идейной устремлённостью сходную со стрелой, точно направляемой к цели, не могу не быть критику благодарной: он открыл для меня новые имена на поле современной традиционной поэзии и прозы.
«Необходимо отметить, – пишет Вячеслав Лютый, – то, что всякое корневое по своим духовным координатам творчество не боится смысловых повторений. Потому что художественная литература есть воспроизведение уже сказанного на новом материале, то есть постоянное возобновление традиции на фоне многообразия тех вызовов, которые предлагает нам реальность». Автор «Предназначения» как мыслитель имеет право на высказывание собственных взглядов и на образное обозначение своих метафизических ориентиров, но критик П. Ткаченко («День литературы», 02.09.2023), на мой взгляд, верно указал на несоответствие порой слишком высокого «полёта» и скромной «взлётной площадки» – глубины анализа и приведённых цитат. Правда, статья Ткаченко строится на противоречии: приводится высказывание Е. Сафроновой: «Критика никому ничего не должна, как и любое искусство. Она существует не «для чего», а «просто потому что» («Литературная газета», № 32, 2023), и утверждается: «Как только критик задаётся вопросом «для чего», тогда и появляется та «ошибка узкого ума», которую отмечал Василий Розанов в революционных демократах 60–70 х годов ХIХ века». А Вячеслав Лютый как раз отчётливо «за кого» и «против кого»: за тех, чьё предназначение – верность русской культуре, укоренённой в земле, но устремлённой к небесным смыслам, за тех, кто ощущает себя её крупицей, её продолжением, пробиваясь со своим живым словом через «обморочный сон» народа. И активно против создателей однодневных модных литературных симулякров.
Правда, Вячеслав Лютый уточняет, что почвенная литература должна показывать жизнь «без публицистического акцента», «при помощи только художественного рисунка».
Выполняют ли упоминаемые в книге авторы своё предназначение? – задаётся вопросом В. Петров (журнал «Подъём», № 8, 2023), подчёркивая, что Вячеслав Лютый главной бедой современной поэзии «считает утрату неизъяснимости бытия»: у авторов эгоцентрического типа такая утрата наиболее заметна, индивидуалист-поэт (прозаик), погружённый в себя, не способен выйти на общенациональное и на трансцендентное. Думается, это полемическое заострение. К примеру, Юрий Кузнецов, о котором Вячеслав Лютый пишет много и доказательно, как раз вышел на общеславянскую идею и прозрел неизъяснимое, пройдя сквозь глубину эго-лабиринта своего «Я». Спорное в книге не только это. Нужно честно признать, что все отмеченные недостатки современного литературного процесса, отнесённые к «либеральному лагерю» (ангажированность критики, премиальный перекос в сторону «своих хороших людей» и так далее), – абсолютно зеркальны: они отражают общую коммерциализацию. Чем чище идея, тем чернее тень от рыночного подхода к ней.
И всё-таки литература для Вячеслава Лютого – нечто большее, чем «художественный рисунок». Через душевное, уверен он, писателю открываются образы духовного. Придерживаясь православных этических ориентиров, критик, конечно, разделяет литературу светскую и духовную. Тем не менее «художественная вселенная» поэзии Юрия Кузнецова, по его мнению, может быть понята «лишь изнутри», «в соотношении с родовыми преданиями и в контексте общей православной судьбы». И по возможности через погружение в мир «озарений» поэта. Надо сказать, что образ «вершины с певучим эхом» из анализируемого стихотворения можно перенести на образ самого Юрия Кузнецова, – и такой перенос пунктирно намечен.
Размышляет критик, разумеется, не только о Кузнецове. Достаточно подробно: о В. Шемшученко, Д. Мизгулине, А. Шацкове, С. Донбае и о других авторах разного уровня дарования. Жаль, что в очерке о рано погибшей Е. Федотовой, которую критик называет «прекрасной русской поэтессой», нет ни одной строки её стихов. Читателю явно будет этого недоставать.
Говоря о читателе-собеседнике, Вячеслав Лютый приводит размышления Осипа Мандельштама, который «подчёркивал принципиальное определение собеседника как «провиденциального». Такой взгляд на читателя требует крайне внимательного, чуткого отношения к отбираемому материалу.
Судя по цитатам, можно сделать вывод, что в поэзии Вячеслав Лютый более всего ценит зримую предметность, не усложнённую, тёплую образность, эмоционально развёрнутый, незамкнутый на личном, конкретный сюжет, картины родной природы, ясность воплощения поэтической интуиции. Как сказал поэт:
Но ближе мне
мерцающих красот
Земной удел
и все цветы земные –
Невинные, простые полевые,
О них душа уставшая поёт…
(Геннадий Ёмкин)
В книгу включены интервью и статьи, подводящие итог круглым столам Совета по литературной критике СП России, а также тексты выступлений автора. Вячеслав Лютый ещё в 2014 году был избран председателем этого Совета.
Отдельный раздел книги посвящён воронежским литераторам, среди которых, несомненно, были и есть заслуживающие внимания. Рассказывая об истории воронежского литературного объединения-клуба «Лик», существовавшего с 1987 года, Вячеслав Лютый размышляет о прекрасной дружбе поэтов самых разных убеждений: от консервативных до либеральных, – и различных направлений: от традиционалистов до авангардистов. И тем, минуя свой рациональный замысел – не соединять, а отделить, выявляет земное предназначение литературы – возвращение «тихого света» мира, любви и взаимопонимания в эпоху рисков и распрей.
Являясь заместителем главного редактора воронежского журнала «Подъём», Вячеслав Лютый сообщает в книге читателям и потенциальным авторам, что журнал постепенно становится общероссийским изданием. Это, конечно, хорошо. Региональные журналы могут и просто обязаны сыграть существенную роль в сохранении богатства и красоты русского языка.