Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 ноября 2020 г.
  4. № 46 (6761) (18.11.2020)
Телеведение

Кровавые звёзды Новочеркасска

Андрей Кончаловский выступил в редком у нас жанре – снял политическое кино

18 ноября 2020
Демонстрация рабочих из фильма «Дорогие товарищи!»

Фильм «Дорогие товарищи», получивший спецприз жюри в Венеции и уже выдвинутый от России на «Оскар», замышлялся в виде истории о минувшем, но оказался актуальным в свете сегодняшних событий, вынуждающих вновь обратиться к вечному вопросу об отношениях между властью и населением подвластной страны.

О новочеркасской бойне написаны десятки статей и немало снято, в том числе два художественных фильма («Уроки в конце весны», 1990, и «Разыскивается опасный преступник», 1992), две части телесериала («Однажды в Ростове», 2012), две документальные ленты («Расстрел на площади», 1996, и «Пулядура», 2012), а также ряд сюжетов в циклах телепередач. Однако Кончаловский, чьё мастерство не слабеет с возрастом, нашёл точку зрения, позволившую связать события воедино. Он выбрал героиню, коммунистку-функционерку Людмилу Сёмину (аналог её современницы Уваровой из фильма Панфилова «Прошу слова»), которая видит, что делается на разных социальных уровнях, и переживает двойную драму – страдания матери, чья дочь не вернулась домой после расстрела демонстрации горожан, и вызванный этими потрясениями временный разрыв картины мира. Словом, испытывает классический конфликт чувства и долга, в данном случае партийного.

Происходило же вот что: при неизбежном в советском хозяйстве всеобщем дефиците, запрете держать личный скот везде, кроме деревень, и стремлении во что бы то ни стало перегнать Америку по производству мяса, молока и масла правительство страны во главе с Хрущёвым не нашло ничего умнее, чем на треть поднять цены на жизненно необходимые продовольственные товары, а местное руководство – урезать на столько же оплату труда. Забастовали рабочие электровозостроительного завода, попытки начальства успокоить их привели к обратному результату, волнения охватили других жителей города, на центральной площади собралась толпа, руководство города и области стушевалось, были вызваны войска и розданы патроны. О том, кто открыл арсеналы, кто дал команду стрелять в людей, была ли вообще дана такая команда, кто стрелял и даже кто был героем, а кто палачом Новочеркасска – выгнанный из партии генерал Шапошников или генерал с говорящей фамилией Плиев, спорят до сих пор. Свидетельства очевидцев противоречивы, а часть документов все ещё засекречена – современная власть, даже критикуя предшествующую, чувствует кровное родство с ней и оберегает от лишних разоблачений.

Но, конечно, «Дорогие товарищи» – не «Расёмон», где приводятся четыре версии случившегося. Кончаловский даёт одну, в рамках которой все стороны несут свою вину и свою правду, кто больше, кто меньше, – народ, милиционеры, военные, возражающие против использования армии против гражданского населения, и гэбэшники – один из них со снайперской винтовкой занимает позицию на чердаке горкома, а другой, глава городского отделения КГБ, помогает героине в поисках пропавшей дочери. Одним миром мазаны лишь «дорогие товарищи» с их трусостью и лицемерием, то есть представители родной, как её тогда называли советско-подданные, коммунистической партии Советского Союза, начиная с присланных из Москвы членов Президиума ЦК КПСС, сторонников жёстких мер Козлова с Микояном и кончая убогим секретарём горкома, любовником Сёминой, вызывающей, во впечатляющем исполнении Юлии Высоцкой, скорее презрение и жалость, нежели сочувствие. Пока не касалось дочки, требовала расстрелять зачинщиков бунта, а как коснулось, повторить не решилась. При Сталине, по её признанию, «было ясно, кто враг, а кто друг», а без него с таким населением «не справиться». О том, что при усатом вожде вчерашний лучший друг народа сегодня объявлялся его злейшим врагом, она – а может, и режиссёр фильма – предпочитает не думать. Сомнения в чистоте изначально ложных или лживых идеалов лечатся бодрой песней Дунаевского на текст папы Андрея Сергеевича «Товарищ, товарищ! В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою», которую – вместе с положившим на неё глаз провожатым – затягивает Людмила, не обнаружившая дочери в тайном и безымянном захоронении убитых. Хотя для контрапункта больше подошла бы другая, на слова другого автора: «Партия, народ всегда с тобой! Разум народа, гордость народа, знамя земли трудовой!»

Тэги: Виктор Матизен PROCONTRA Андрей Кончаловский Дорогие товарищи
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Проигранное кино

    71 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS