Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 ноября 2019 г.
  4. № 47 (6714) (20.11.2019)
Литература Библиосфера

Круги от «Золотой блесны»

«Можно с любого места начать читать эту рыболовецкую «Илиаду»

20 ноября 2019
Игорь Шкляревский. Белоруссия, 1987 год

В октябрьском номере жур­нала «Знамя» опубликована новая поэма в прозе Игоря Шкляревского «Книга белых ночей и пустых горизонтов», которую литературному сообществу ещё предсто­ит прочесть и обдумать. А осмысление предыдущего произведения поэта – «Золо­тая блесна» (Книга радостей и утешений) – уже состоя­лось. Доказательство тому – заочный круглый стол, который ему посвятили известные писатели, журна­листы, литературоведы.

 


Лев Новожёнов

Голос тишины

Да, было время… Время, когда читатель бегал за книгой, рыскал в поисках её, вымали­вал у друзей и знакомых что- нибудь почитать, был подпис­чиком чего только возможно. Было время да прошло.

Тем более удивительно, что, в отличие от нынешней моды, книга Игоря Шкляревского вызывающе, я бы даже сказал надменно, даже названием сво­им – «Золотая блесна» – шара­хается от конъюнктуры.

Эта книга мужественно лишена всякой коммерческой составляющей. Зато в ней есть живая тишина и утеше­ние в невозвратимой жизни человека, воплотившего свой опыт в прозу необыкновенной искренности и красоты.

Помню, как после прочте­ния меня охватило острое чувство неполноценности. И я думаю, что не мне одному «Золотая блесна» указывает на истинное место в ряду живу­щих и пишущих. Довольно жестоко, Игорь Иванович! Но справедливо!

 

Олеся Николаева

Многоярусный космос

И правда – книга радостей и утешений! Видно, как медлен­но и вдохновенно она создава­лась, и читать её тоже надо мед­ленно, столь насыщенны слова, напитаны влажным воздухом, запахами реки, травы, хвои, прохладой, дымком костра, почти физически ощущаемыми сквозь текст. Я и читала медлен­но, по небольшому фрагменту, как читают стихи, как проника­ют в верлибры, в которые вдруг преображается эта проза:

«Море шумит в дверях и осве­жает дом. / Скоро наступит ночь, / Но слепому ночью не темно. / Он слышит все цвета и может показать / Всю радугу на арфе».

«Красный – полёт шмеля, густой, басистый звук. / Высо­кий звук шестой струны, звон­кие крики чаек – / Это синий. И самый тонкий – фиолето­вый, / Приятный писк мышей».

«Необъяснимое влечение души / К пустому горизонту».

«Концом удилища здесь я дотя­гивался до Гомера».

Тайна рождения, жизнь, бытие, загадка присутствия в мире ещё до собственного появления на свет, тьма исчез­новения после смерти, вре­мя, вечность, память, любовь, творчество, культура – здесь целый многоярусный кос­мос, который автор компактно поместил в небольшую повесть, музыка которой, с её ритмами, с её акцентами, не менее крас­норечива, чем слово. Что ж, писал поэт!

«День превратился в узкую полоску света, / Как щель под дверью».

«Зеркальная вода / Переворачи­вала лес, / И возникала стран­ная иллюзия /

Отсутствия Земли».

«Всё сбывается в прошлом. / И обломки воздушного замка / Тяжелее кирпичных…»

Читаешь, словно медитиру­ешь; незаметно сам подклю­чаешься к интриге повество­вания; устаёшь вместе с авто­ром, который вытаскивает на берег огромного лосося; изне­могаешь, заблудившись в лесу и чувствуя на себе тяжесть промокшего ватника; раство­ряешься в детских видениях и снах; блаженствуешь в этой словесной красоте и свободе.

А это значит, что и я – попа­лась на золотую блесну!

 

Илья Журбинский,
Нью-Йорк, США

Прозрачный бог безлюдья

«Обязательно прочитай «Золотую блесну» Игоря Шкляревского. Там воздуха много», – написал мне друг. Ну что ж, скачал на Kindle, буду читать в поезде по доро­ге домой. Ехать мне из Нью- Йорка всего одну останов­ку – 16 минут. Открыл книгу, прочитал первые пять строчек. «На станции Чупа нет ни души. И только солнце в полночь светит сквозь осины. Такая тишина, что стыдно идти по деревянным тротуарам. Шаги стучат в конце безлюдной ули­цы, а ты ещё идёшь туда – весь на виду. Тихая школа, почта, лесопильня – со штабелями свежих досок во дворе...»

Если не перестану читать, то проеду мою станцию, потому что оторваться от книги абсо­лютно невозможно.

Дома, уединившись в каби­нете, открываю «Золотую блес­ну» и уже не могу закрыть, пока не дочитаю.

«Четвёртый день нам не понадобился. Солнце светило, звёзды и Луна сверкали над еловым лесом».

Книга Бытия. Современная версия.

«Вода, река… откуда появи­лось это живое и не знающее боли струение? И вот я ничего не понимаю, как будто я про­зрачный Бог безлюдья, прони­занный тоскливой свежестью незнания».

Точнее и в стихах не ска­жешь.

Что это за жанр такой? Ищу ответа. Не нахожу. Но замечаю подсказку:

«Никакими словами её не расскажешь, разве только сле­зами во сне».

Стоп! Что ж это я бессовест­но растаскиваю книгу. Ведь дело вовсе не в замечательных строчках и точных образах. А в чём же? Не знаю. Да, навер­ное, и не хочу знать.

Лучше подожду, пока сумятица будней заставит почти забыть о прочитанном и в какой-то хмурый день, когда всё будет не в радость, вдруг что-то блеснёт в памя­ти, и я открою книгу Игоря Шкляревского на случайной странице, вновь погружусь в её бодрящий воздух, вый­ду из летящего по кольцевой линии скорого поезда суеты и увижу надпись: «Чупа – сто­лица белой ночи!»

 

Марина Кудимова

Блесна задела камень

Что можно написать о кни­ге, которая собственной пол­нотой себя исчерпывает? Её можно только цитировать. Но жанр рецензии – или дискус­сии – этого не предполагает, да и цитировать текст «Золотой блесны» бессмысленно: её мож­но лишь воспроизводить путём переписывания – практически без изъятий. И где кончается прочтение и начинается вчи­тывание, никто не знает.

Жанр «Золотой блесны» неопределим. Что это? Мемуа­ры о запретной, а к концу без­запретной ловле сёмги в рай­оне Кольского полуострова? Нет! В мемуарах соблюдается некая, чаще искусственная, последовательность событий, скреплённая претензией на документальность. А тут – перебросы во времени и про­странстве.

Дневник? Для дневника характерна фрагментарность, а для «Золотой блесны» – изви­листая непрерывность. Но какие даты у вечности? «Все мы – сироты вечности…» – так написано в «Блесне». Шклярев­ский признаётся: «Не понимаю времени и не ношу часы. Тайна, которой нет».

Ну, тогда давайте займёмся аналогами – ведь любая книга, кроме Библии, рождена от дру­гих книг – и в первую очередь от Библии. «Ни дня без строч­ки»? Это замечательные зари­совки и калорийные обрывки ненаписанного. А «Блесна» – вещь начатая и законченная. В ней есть сюжет, есть герои – от Марухина и галереи рыбин­спекторов до Мигеля Серван­теса. Сборник максим по типу Ларошфуко? Но максимы – это законченные, обработанные стилем и стилом нравоучи­тельные изречения. В «Блесне» мысль рождается в процессе писания, а не наоборот, и не поучает, а, скорее, разучива­ет, разрушая стереотипы, как любая стоящая мысль, и, буду­чи записанной, являет собой «наглядное пособие для неожи­данных соединений и возмож­ностей».

«На облаках не ставят номе­ра. И эта книга начинается с любой страницы, где откры­ваешь, там она и начинается». Ненумерованные облака мыс­ли – разве такой жанр суще­ствует? Нет, его создал Игорь Шкляревский. Вернее, созда­ёт на наших читающих – и то и дело отрывающихся от чте­ния глазах! Это книга рождения мысли без пресловутого: «И тут я подумал…» Между «подумал» и «записал» дистанция непре­одолимая. В «Блесне» таких зазоров нет! Мысль и письмо неразрывны, перетекая одно в другое, как воды моря пере­текают в реку телом сёмги.

«…Я вижу вспышку на блес­не Олега». Мысль ловится на блесну – и вообще на всю хит­рую снасть развитого письма – великого, сугубо человеческого дара, бездарно растрачиваемо­го в сотнях пустых страниц без единой вспышки.

Но вернёмся к «Золотой блесне».

«Всё ненаписанное гениаль­нее, если не дали записать». Шкляревский понемногу воз­вращает права импровизации.

«– Икринки возникают в ней сами по себе, как непо­рочное зачатие.

– Гениальная мысль…

– Это не мысль. Просто при­шло, и я сказал.

– Сейчас?

– Да, сейчас, на ходу».

Так отнекивается Шклярев­ский. И, как ни трудно в это поверить, приходится с ним согласиться. «…В этой книге я – не сочинитель, я – собиратель радостей, которые не нужно покупать за деньги».

Мне ещё никогда так трудно не давалось выражение просто­го мнения о прочитанном! Уди­вительно, но о вещи, близкой к совершенству, писать тяжело и практически нечего.

«Блесна вошла в струю, блес­на задела камень. Я на связи с водой…»

 

Анатолий Курчаткин

Слово о повести Игоря Шкляревского «Золотая блесна»

Признаться, встречая Игоря Шкляревского в толчее москов­ского литературного мира, все­гда в не слишком броском, но непременно выразительном художественном прикиде, выде­ляющем, как то и положено, его из «толпы», я всегда восприни­мал его как человека абсолют­но урбанистического склада и с некоторым недоумением отмечал расхождение его повсе­дневного житейского облика с его звеняще-прозрачной лири­кой, пастельно-мягкой, в чём-то даже и пасторальной.

Стихи его, впрочем, я всегда любил. Вернее, не стихи даже, а его поэзию. Стихи его обла­дали единым дыханием, и это дыхание задавало им словно бы непрерывность…

Своей прозой – повестью «Золотая блесна» – Игорь соединил для меня два сво­их облика. Оказывается, это он только в шуме московского литературного быта был урба­нистом, человеком века сего, которому идущий век был впо­ру и сидел как хороший пид­жак. Большой обманщик он был, Игорь Шкляревский. Он, как открывается в этой пове­сти, жил совсем другой – при­родной жизнью, которой жили до прихода Иисуса апостолы.

Вот и проза Игоря Шкля­ревского, явленная в его «Блес­не», – это всё та же поэзия. Ни на кого не похожая. Абсолют­но самобытная. Чистейшее, высшей золотой пробы слово. «Такая тишина, что стыдно идти по деревянным тротуа­рам...» Что это, как не верлибр?

И такими строками написана вся повесть «Золотая блесна». Повесть? Какая там повесть. Поэма!

 

Михаил Синельников

Глубина нечаянного слова

Большое природное даро­вание, исключительное лите­ратурное чутьё, врождённое чувство ритма, умение вносить жизнь и свежесть в уже при­мелькавшиеся, ветшающие сло­ва – вот свойства пронзитель­ной лирики, да и блистательной прозы Игоря Шкляревского.

С началом «Золотой блес­ны» мне случилось ознако­миться лет пятнадцать назад. С первыми, ещё машинопис­ными страницами (автор тогда отставал от миропобедитель­ной компьютерной техники). С первых слов повествование стало затягивающе интерес­ным, и можно было бы отдавать его в печать. Но Шкляревский медлил и медлил, и вот оно – в совершенном своём, выстра­данном виде, следствие мно­голетних раздумий и счастли­вых озарений, состоящее из боли и блаженства. Как сказа­но другим поэтом, «Радость- Страданье – одно». Желание найти аналогии в мировой литературе тщетно. Пруст, вероятно, никогда не бравший в руки удочки, но умевший, как никто, воскрешать и удер­живать ускользающие мгно­вения и годы? Нет, не то! И не Платонов, хотя глубина и сила нечаянного слова, пожалуй, те же. Присутствует быт, но это не грубое почвенничество. Есть своя гипотеза мира, но понятие «философская проза» мелко перед этим отчаянным жизненным порывом. «И толь­ко жизнь любил…» Своеволь­ное следование теме и вспле­ски болезненных отступлений от неё – свидетельства ред­костной внутренней свободы. Можно с любого места начать читать эту волнующую своей обстоятельностью рыболовец­кую «Илиаду», по ходу которой выясняется, что мир нас ловил и поймал. Вскоре натолкнёшь­ся на сильную фразу, предель­но насыщенную поэзией. И всё постепенно и неизбежно воз­вращается к поэзии, как к пра­родительнице нашей, животво­рящей и мыслящей воде.


Зоя Межирова,
Сиэтл, США

Звёздный течёт разговор

Первым лириком совре­менной России считал Иго­ря Шкляревского Александр Межиров.

И вот теперь – лирическая проза поэта, и между нами, огибая половину полутёмной планеты, звёздный течёт разго­вор – строчка из стихов, кото­рые ему посвятила, когда писа­лась «Золотая Блесна».

С поспешностью взять её не удалось.

Это были удары как бы чуть отдалённого, обволакивающе­го слух гонга. Они призывали к тому, чтобы остановиться и, как смотрят на цветок в руках Будды, вслушаться и вглядеть­ся в непреходящие земные радости.

Сколько воздуха в её описа­ниях, такой дивной драгоцен­ной особенности не деклара­тивной поэзии – а лирической, в которой так силён Шклярев­ский.

Его поэзия обладает редким чутьём – ставить слова в опре­делённый и единственно воз­можный порядок – и приводит к созданию – пространства, в которое осязаемо попадаешь.

Вода и лес сопровождают в странствиях поэта вместе с Гомером, Леонардо и Дефо… И мы смотрим на огонь и про­должаем взгляд людей, сидев­ших у костра...


Виктор Коркия

Нобелевский блеск

«Необъяснимое влечение души к пустому горизонту…»

«Как легко мы раньше соби­рались! Одна рука всегда была свободной…»

Эту книгу можно цитировать без конца. Цитировать, испы­тывая наслаждение от живого языка и родной речи.

«Бывает, прилетит с туманом что-то щемящее, невыразимое, только душа на вздохе всхли­пывает, как расстегнувшийся баян, свисающий с плеча сле­пого баяниста. И ты не знаешь, что же это было, даже вернёшь­ся к месту, где возникло это состояние, но не вернёшь...»

В стеклянном шкафу отражается даль,

и белое облако вдруг наплывает

на русский Толковый словарь…

Стихи, посвящённые Дми­трию Сергеевичу Лихачёву, который считал поэзию Игоря Шкляревского национальным достоянием.

У Шкляревского своё пред­ставление о том, как возникла Вселенная, как устроено Миро­здание…

«Бывают вечера, когда я оди­нок до звёзд. Дом стоит на поло­гом холме, дверь открываешь прямо в небо. Оттуда тянет холо­дом Вселенной, и я тупею перед ней, не находя спасительного смысла своему существованию, но это я с ведром стою перед Вселенной, без меня её нет...»

«Ключевые» слова Шкля­ревского – названия его книг: «Лодка», «Брат», «Тайник», «Неназванная сила», «Глаза воды». И конечно, дерзкая, бли­стательная «Фортуна», с кото­рой не расставались едва ли не все молодые поэты 70-х. Это была наша книга! Её звенящая в пустоте музыка пронизыва­ла пространство и, со свистом пробив радиационные пояса Земли, звучала уже оттуда, из открытого космоса.

«Взгляд человека ночью удлиняется на миллионы кило­метров... Неужели нигде во Все­ленной нет ни души?»

«Золотая блесна» – это кни­га-река. Реальность и видения почти неотделимы друг от дру­га. Всё на виду, но простые, зна­комые с детства слова сохраня­ют какую-то тайну.

Эта книга излучает нобелев­ский блеск.

Тэги: Поэзия Россия Игорь Шкляревский
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS