Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 марта 2024 г.
  4. № 11 (6926) (20.03.2024)
Спецпроект Станционный смотритель

Крылатые первопроходцы

Самолёт Сергея Курочкина – на взлёте вечно!

20 марта 2024
Копия самолёта лётчика Сергея Курочкина на памятном постаменте

«Первопроходец»!.. Какое гордое и важное для истории слово. К этой редкой категории бесстрашных людей в полной мере относились и они – бамовские пилоты, ежедневно рисковавшие жизнью. Крылатые разведчики будущей железной дороги. На станции Таксимо, что в Муйском районе Республики Бурятия, установлен монумент, являющийся символом здешних мест – памяти лётчиков, которые в 1930 е годы служили на БАМе.

Лётчик Сергей Курочкин

О станции Таксимо, что в Муйском районе Бурятии, пресса писала часто. Впрочем, вполне заслуженно. В 1983 году на участке Таксимо – Витим знаменитая комсомольская бригада Александра Бондаря установила мировой рекорд скорости укладки железнодорожного полотна: 5400 метров за 1 день. В декабре того же 1983-го на станцию Таксимо пришёл первый поезд – тоже важная веха. Ко всему прочему этот край – золотоносный. А кроме благородного металла там заготавливают лес и строительный камень. В наше время в посёлке работает и депо. От станции идёт автомобильная дорога к паромной переправе через реку Витим, к Бодайбо, центру золотодобывающих приисков.

Название посёлка Таксимо, скорее всего, произошло от эвенкийского «сосновый бор». Само поселение, расцвет которого начался после строительства БАМа, ведёт отсчёт своей истории с первых десятилетий ХХ века. Одним из его основателей был Иван Алексеевич Баранчеев, ссыльный из Москвы. Здесь чтут память первых бамовцев, которые исследовали маршрут будущей магистрали в 1930-е годы. Среди них лётчики – главные герои предвоенных лет, от которых в то время зависело многое. Они изучали местность, проводили фотосъёмку, доставляли в малопроходимые края группы изыскателей, а потом привозили им продукты и всё необходимое.

В том отряде смельчаков служил и пилот Сергей Курочкин. Он прибыл на строительство магистрали из Москвы, где работал инструктором аэроклуба Метростроя. Про него ещё говорили: единственный недостаток у Сергея Васильевича, что вина не пьёт. Курочкин летал на грузовом гидросамолёте АНТ-4 с бортовым номером СССР-Ж11. Таких двухмоторных самолётов в то время на трассе было только два, они по праву считались гордостью бамовской эскадрильи из 26 крылатых машин. Соответственно, доверяли ценную технику только лучшим пилотам. Кстати, привычных аэродромов на маршруте будущего БАМа тогда не было, поэтому летали на гидросамолётах, которые могли сесть на реках и озёрах. Зимой поплавки на самолётах заменялись лыжами.

15 августа 1940 года Курочкин взлетел с Витима (знаменитой Угрюм-реки, о которой так таинственно рассказал писатель Вячеслав Шишков) и направился к среднему течению реки Муи. При посадке на озеро Баранчеевское в районе Таксимо самолёт потерпел катастрофу. Скорее всего, сказалась техническая неисправность, а может быть, в тяжёлых условиях пилот не смог точно определить свою высоту над зеркальной озёрной гладью. Подвела погода: во время штиля водная поверхность становится зеркальной, коварной для пилота. Чтобы улучшить видимость и правильно определить высоты, лётчики подчас стреляли по воде. У Курочкина же в той экспедиции, увы, не было ни пулемёта, ни штурмана…

«Самолёт коснулся зеркала под крутым углом, его поплавки тотчас зарылись в воду. Стойки шасси, которые так часто ломаются, тут, на беду, выдержали, хвост по инерции понесло вверх, и машина опрокинулась... От удара о воду передняя кабина сразу отвалилась, и все, кто находился в штурманской кабине, остались живы, хотя и получили ранения, ушибы. Тех же, кто сидел в фюзеляже, – шестерых геологов, – с размаху накрыло трубами и припечатало к потолку. Командир успел крикнуть: «Толя, открой люк!.. Паша, назад!..» Оказавшись перевёрнутым вниз головой, с зажатыми в рычагах ногами, лётчик захлебнулся в мутной воде озера. Оглушённый ударом бортмеханик Бахчев с трудом вывернулся и вынырнул. Окровавленными руками, срывая ногти, он безуспешно пытался открыть бомбовой люк…» (Из книги Сергея Богатко «Особая группа НКВД».)

Жители посёлка, находившиеся на берегу озера в момент аварии, быстро снаряжали лодки, вытаскивали из воды и живых, и погибших. Пятерых потерпевших крушение удалось спасти, их доставили в Нижнеангарск, в больницу. Спасательный самолёт вёл друг и тёзка погибшего лётчика – Сергей Скорик. Он со слезами на глазах видел, как опускается под воду АНТ Курочкина. А потом – полёт через Северо-Муйский перевал. Стемнело, но Скорик не мог дожидаться утра и рисковал, чтобы спасти людей.

Смерть молодого (ему только должно было исполниться 30), но уже опытного лётчика, отличавшегося хладнокровием и мужеством, потрясла всех, кто работал на строительстве БАМа. К тому же Курочкину уже неоднократно приходилось приводняться в самых невероятных условиях. В данном же случае причиной аварии стала, скорее всего, техническая неисправность. Вместе с пилотом в воде погибло ещё шесть человек: буровой мастер Козьмин, старший техник Цуренков и четверо рабочих изыскательской партии: Бабошин, Тарасов, Тихонов и Пешков.

1980 год. Водолазы в поисках затонувшего АНТа

В 1980 году молодые строители железной дороги и посёлка Таксимо узнали историю гибели самолёта и решили поднять его из озера, а потом установить достойный памятник мужественным первопроходцам. Для них была важна историческая преемственность с героями 1930-х, которые шагали в неизвестность, рискуя жизнью. Найти в мутной воде Баранчеевского озера гидросамолёт с первого раза не получилось. С помощью старожилов аквалангисты обнаружили затонувшую машину и в морозные октябрьские дни извлекли её на лёд. В кабине пилота остановившиеся часы показывали время катастрофы – 10 часов 27 минут 45 секунд.

Комсомольцы объявили конкурс на разработку проектных предложений памятника первым изыскателям Байкало-Амурской магистрали, основой которого должен был стать исторический самолёт. В начале 1982 года победителем конкурса стал Ринчин Ракшаев, архитектор института «Бурятколхозпроект», создавший динамичную, эффектную композицию. Самолёт, извлечённый из озера, направили в подмосковное Монино, в музей авиации, а для памятника нужно было создать его убедительную копию. Деньги на монумент собирали всем миром. Первой откликнулась на призыв комсомольско-молодёжная бригада мехколонны № 163. Но судьба благородного начинания складывалась трудно. Мешали и бюрократия, и несогласованность. В итоге работа над памятником заняла больше десяти лет.

В 1986 году на берегу озера удалось установить стелу в память о погибших первопроходцах БАМа. А величественный, стремящийся вверх памятник неподалёку от железнодорожного вокзала Таксимо удалось открыть уже в 1990-е. В центре композиции зодчего Ракшаева – макет гидросамолёта АНТ-4 в масштабе 1:2. Его создавали на улан-удинском авиазаводе по чертежам той самой машины, которую пилотировал Курочкин.

Конечно, дело не только в мемориалах, к которым можно прийти и возложить цветы. Важно, что память о бамовских первопроходцах не стёрлась в людских сердцах. В Тындинском музее истории БАМа есть экспозиция, посвящённая лётчику Курочкину, и о его судьбе в Таксимо знает каждый школьник. Ежегодно на Баранчеевском озере проходит вахта памяти: семь деревянных плотов отправляют по воде с зажжёнными свечами в честь погибших бамовцев. В эти дни сюда приходят сотни людей – лётчики, железнодорожники, краеведы, школьники…

Нить истории связывает нас с тем, кто пробивался в небе над будущим БАМом без навигационных приборов, без радиосвязи. На памятнике в Таксимо мы видим самолёт Курочкина на взлёте. Таким он и остался в памяти бамовцев – на все времена.

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • История о ленинградцах, которые жили не для себя

    10.05.2025
  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS