Зинаида Бонами. Как читать и понимать выставку. Анатомия выставки. – М.: АСТ, 2021. – 190 с. – 1000 экз.
Среди читателей «ЛГ» наверняка немало людей, старающихся не пропускать организуемые музеями выставки, многие из которых сегодня становятся заметными явлениями культурной жизни. Поэтому уверен: информация о новой книге будет для них интересна. Но не только для них. Музеи сегодня привлекают весьма широкую аудиторию. Всё более популярной, особенно среди молодёжи, становится акция «Ночь в музее». На выставки-«блокбастеры» (как выставка 2016 года в Третьяковке «Валентин Серов») многие из тех, кто обычно не посещает выставки, готовы стоять в очереди часами. Как точно заметил известный искусствовед Борис Гройс, «музей в наши дни отказывается быть местом созерцания и вместо этого становится местом событий». Событиями становятся именно выставки, о которых говорят, о которых люди обмениваются впечатлениями, в том числе и в социальных сетях.
Автор книги, Зинаида Бонами, много лет в качестве заместителя директора ГМИИ им. А.С. Пушкина занималась созданием и организацией многочисленных музейных выставок в России и за рубежом и хорошо знает предмет. Вышедшая книга является логичным продолжением её книги 2018 года «Как читать и понимать музей. Философия музея».
Поясню, почему продолжением. Прежде всего потому, что современный музей, по признанию специалистов музейного дела, без выставок перестаёт быть музеем. И что ещё важно: автору книги на протяжении более пятидесяти лет довелось работать с директором ГМИИ имени А.С. Пушкина И.А. Антоновой, которая превратила небольшой музей, задуманный как музей слепков, в один из центров международного выставочного обмена, необыкновенно расширив его масштаб и известность. Так что профессионалу музейного и более узко – выставочного дела З. Бонами есть что рассказать.
Книга состоит из трёх глав: «Выставка – это...», «Из чего же сделаны выставки?» и «Незабываемые выставки». У того, кто впервые открыл книгу и только знакомится с её оглавлением, может создаться впечатление, что ему предстоит читать толковый словарь, в котором объясняется, что такое презентация и репрезентация, предмет, экспонат и символ, выставочные пространство и среда, остенсия, публичность выставки, логистика и проч. Действительно, все эти понятия (и многие другие) раскрываются, автор в предисловии пишет, что в книге есть «обилие вполне знакомых и менее известных слов, имён, выражений. Нечто вроде особого словаря, называемого тезаурусом». Но как же далеки стиль и содержание книги от неизбежно сухого справочного стиля словарей! И это несмотря на то, что в книге раскрывается множество терминов и даётся их толкование. Здесь подробно рассказывается о том, кто такой куратор выставки и дизайнер и зачем они нужны, каков вклад директора музея в организацию выставки и какая роль отведена на выставке её зрителю. Говорится даже об установке света и подготовке экспонатов к показу. Сказано обо всём, что позволяет постичь «анатомию выставки».
Важно то, что не просто все понятия и термины раскрываются, а говорится о том, как они возникли, как развивались, как с течением времени менялись сами выставки. В книге приводится масса любопытных исторических сведений о выставках, состоявшихся с начала XVIII века по сегодняшний день, рассказывается о многих и многих исторических деятелях, которые покровительствовали выставкам или инициировали их проведение, о руководителях музеев и музейных работниках, которые, создавая выставку, стремились не только выставить для зрителей произведения искусства, но и саму выставку сделать таким произведением.
В книге говорится о новейших тенденциях в организации выставок. Сегодня, по наблюдениям автора, современную выставку можно ассоциировать со спектаклем, тогда как ранее выставки были ближе к научному исследованию. Также говорится о том, как создаётся контент выставок современного искусства – в этом есть свои особенности. Как «проявляет» себя на выставках современное искусство? Заинтересованный читатель узнает об этом из книги много интересного.
Создание выставки – это увлекательный творческий процесс, утверждает автор книги. Выставка начинается с идеи, с концепции. «Идея, – пишет З. Бонами, – должна посетить того, кто обладает опытом и компетенцией в музейном и выставочном деле и кто способен облечь свои профессиональные знания в форму символической игры разума с предметами». Реализация идеи – сложная и ответственная практическая задача, требующая чётких действий, что «не позволяет целиком отдаться вдохновению и витать в облаках». И об идее, и об эффективных решениях по организации выставки автор книги пишет с большим знанием дела.
Автор рассказывает о более чем десяти «незабываемых» выставках, выделив те из них, которые имели наибольший общественный резонанс среди современников, и то влияние, которое они оказали на последующие выставочные практики.
У каждого, кто неравнодушен к выставкам, наверняка есть свои незабываемые, которые живут в воспоминаниях. Остаются ещё каталоги, фотографии, но сами выставки «тают во времени», как пишет автор, «подобно попавшей на ладонь снежинке». Книга Зинаиды Бонами поможет каждому, кто прочтёт её, «структурировать» свои воспоминания о выставках, сделать их более яркими благодаря прочитанному.
Интересно и со вкусом написанная книга прекрасно оформлена и иллюстрирована – спасибо издательству и компании «Северсталь», поддержавшей это издание.
Андрей Бусыгин