На официальном уровне отношение к нему в нынешней России представляется (при формальной положительности), скорее, сдержанным. Свиридов и его искусство не пропагандируются на уровне шоу-звёзд или, например, фигуристов. Замалчивание не самой его музыки, а именно «благой вести» о ней – тайное или явное – безусловно, налицо. Но говорить хочется не на столь скучную тему, а как раз о тех, кто во что бы то ни стало несёт эту музыку и слово о ней людям – и Бог им в том помогает.
После недавнего изумительного прочтения «Поэмы памяти Сергея Есенина» хором и оркестром под управлением Владимира Федосеева с солистом Максимом Пастером новым свершением на свиридовской ниве порадовала Петербургская капелла имени М.И. Глинки. В январе этого года в легендарном зале капеллы у Певческого моста в Петербурге при полном аншлаге состоялся абонементный концерт серии «Из истории хоровой музыки» полностью из свиридовских сочинений. Как всегда, руководитель капеллы, подвижник в русском искусстве Владислав Чернушенко по сложившейся традиции общался с залом. В частности, прозвучали его слова, которые можно сделать эпиграфом ко всему творчеству композитора: «Пока есть эта музыка с нами – жива Россия».
И, действительно, когда великолепные голоса певцов (Капелла, слава богу, в прекрасной форме!) слились как бы в единый душевный посыл, вновь на сей почтенной сцене ожила Россия всеми гранями своими, и вновь словно чище задышалось, и улетела всякая суета, и ясно-ясно так на душе. Поразительно, что очень много раз слышанная и пережитая эта музыка каждый раз открывается какой-то новой смысловой гранью. Знаменитые «Песнопения и молитвы» на слова из православного Обихода, когда-то впервые представленные на этой сцене хором Капеллы под руководством В. Чернушенко ещё при живом композиторе: сокровенная глубина, молитвенность, порой мистичность этой вещи столь же глубоки, сколь у самих слов, на которые она написана… В ней как бы ожесточение в уединённой молитве к своим грехам, ко «всякому беззаконию», мощная и одновременно трепетная, умоляющая сила стремления к спасению. Кажется, это писал он одновременно и о себе (поразительно, но столь молитвенная музыка получилась очень личной!), и о всех нас. Загадка тяжёлого фригийского минора в конце светлейшей вещи «Странное Рождество», на «Аллилуйя», – когда всё, казалось бы, должно было так и закончиться на ликовании! – что хотел этим сказать нам мастер, от чего предостеречь, перед чем неброско призывал голову склонить нас? Предвидение это или вывод, горестность или величественный вздох уходящего Старца?..
Очень и очень порадовал способ составления программы концерта. Исполняя сочинения Свиридова, музыканты, увы, часто не особенно утруждают себя поиском репертуара (его музыку, не охваченную всеобщим ажиотажем «масс», как ни странно, вообще не очень хорошо знают даже профессионалы, ибо нет пророка в своём отечестве), берут беспроигрышное – «Метель», «Маритану», самые известные хоры, пушкинские романсы и прочее. Но ведь свиридовское наследие по масштабам огромно – это особый самобытный музыкальный эпос, перелив граней и оттенков некоего огромного целого. Донести до слушателя эти грани гораздо интереснее, чем без конца перепевать одно и то же, пусть даже и любимое публикой. Владислав Чернушенко включил в программу концерта наряду со знаменитыми «Песнопениями» и Тремя хорами из музыки к драме А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» редко – почему-то! – исполняемые сочинения Свиридова: «Метель» – но только не симфоническая, а хоровая на слова С. Есенина («Голубая кофта, синие глаза»), «Три стихотворения на слова А.С. Пушкина» и две гениальные вещи – «Лапотный мужик» на слова Петра Орешина и «Слева поле, справа поле» на слова Александра Прокофьева. Обе они с настоящим сермяжным вскриком музыки… В этих произведениях подняты трагические, очень болезненные для композитора темы – русский крестьянин, тот самый лапотный мужик, который «больше всех любит Родину» и больше всех пострадал за неё и от неё, а также тема гибели миллионов людей в войны и лихолетья прошлого столетия (это и трагическая доля репрессированного поэта Петра Орешина, и тема Гражданской войны, на которой столько было «вырыто могил»). Хочется почаще слушать в интерпретации Владислава Чернушенко мало кому известные, но гениальные «Три старинные песни Курской губернии», почему-то редко исполняемые другими коллективами.
Свиридовское творчество, как никакое другое, нуждается в изучении. Сфера образования – вообще одна из последних здоровых сфер в стране, которая позволяет людям хотя бы узнать о неких существенных явлениях жизни. Отсюда, кстати, и путь к расширению репертуара, формированию ярких, живых концертных программ. В этой связи трудно переоценить то, что делается на родине композитора – в Курске, ставшем настоящей «свиридовской столицей». Там стала традицией конференция «Свиридовские чтения», проводимая Курским музыкальным колледжем имени Г.В. Свиридова, в которой принимают участие молодые музыковеды не только со всей России, но и из-за рубежа (в частности, одним из событий стал доклад англичанина Камерона Пайка о фестивале советской музыки в Великобритании в 1972 году). «Чтения» 2013 года были посвящены актуальнейшей теме: «Судьба русской культуры в ХХ веке». Нельзя не порадоваться всё возрастающей глубине подхода молодых музыковедов – например, Елены Филиной, Ксении Шилиной, Марии Пахомовой из Брянска, Николая Аминева из Красноярска и многих других участников конференции – к свиридовскому наследию, уходу от трафаретного казённого искусствоведения к живому пытливому познанию искусства, возрастающей широте аналитического взгляда. Трудно переоценить и находку устроителей «Чтений», включивших в её программу рассказ искусствоведа Евгении Спасской о выдающемся писателе и художнике курянине Евгении Носове – так созвучном Свиридову своим мировоззрением и творчеством.
Впереди, через год, столетие великого русского композитора. Сознаём ли мы значение грядущей даты? Готово ли наше государство, все мы встретить и отпраздновать её достойно значения для нас творчества Мастера, который столько сделал для нашего будущего?