Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 июня 2025 г.
  4. № 24 (6988) (18.06.2025)
Телеведение Литературный резерв

Кто нарисовал человечка?

Часть третья

20 июня 2025
Кадр из фильма «Каталог», 1961

Фёдор Шеремет

Хотя человечек тут не обязателен. Как нефигуративная живопись Малевича и Кандинского остаётся живописью, так и нефигуративная анимация является анимацией. Впрочем, выводить одно из другого – то есть уверенно говорить о наследовании абстракционизма режиссёров-мультипликаторов абстракционизму художников – не стоит; как это часто бывает, на практике всё гораздо запутаннее.

Можно выделить четыре основных способа создания абстрактного изображения: три условно мультипликационных и один, за неимением лучшего термина, фотографический. Во-первых, классическая анимация с помощью перекладки или иных техник. Начиная с поисков в Италии 1910-х и Германии 1920-х были перепробованы все возможные техники: раскрашенные стёкла, многоуровневые композиции из воска, применение иных устройств, например мутоскопа. Как правило, съёмка производилась на обычную камеру, закреплённую на мультистанке, который активно применялся и применяется в классической рисованной анимации. Почти все известные фильмы в рамках абстрактной анимации («Световые опусы» Вальтера Руттмана, «Ритмы» Ханса Рихтера, «Этюды» Оскара Фишингера) относятся к этой категории.

Во-вторых, рисовать можно непосредственно на плёнке – либо пустой, либо полностью засвеченной (то есть в данном случае рисунок скорее процарапывают). Из более раннего текста, посвящённого процессу колоризации фильмов в начале века, читатель может помнить, что любое подобное взаимодействие с плёнкой требовало необычайной искусности и часто дополнительных технических приспособлений, поскольку стандартная 35 миллиметровая плёнка была чуть уже спичечного коробка; что уж говорить о более популярных в независимой среде форматах 16 и, позднее, 8 миллиметров. Самым известным представителем такого «бескамерного» кино был Норман Макларен, шотландец, ставший главой канадской мультипликации. За десятилетия активной работы он создал множество уникальных экспериментальных картин, как изобразительно «конкретных», так и абстрактных, и они производили впечатление не только на благожелательных западных критиков, но и на суровых советских коллег – например, Ивана Иванова-Вано и Фёдора Хитрука.

В-третьих, с 1960-х годов начала активно развиваться компьютерная анимация. Её пионер Джон Уитни-старший ранее успел поработать с аналоговыми компьютерами, созданными в годы войны для военных же целей (под впечатлением от его «Каталога» Дуглас Трамбулл создал знаменитый психоделический эпизод для финала «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика). Принцип работы компьютерной анимации в теории прост: оператор вводит в программу исходные данные и через некоторое время видит на экране линию или иную фигуру. Эти объекты далее можно заставить двигаться, увеличиваться или уменьшаться – короче говоря, делать всё что угодно, учитывая, что обработка двадцати секунд такого движения занимала тогда около получаса.

Наконец, в-четвёртых, абстрактные (или, как принято было говорить в начале прошлого века, абсолютные) фильмы можно создавать и без использования собственно анимации. «Ритм» японца Сигедзи Огино и другие фильмы подобного характера представляют собой запечатлённые камерой физические объекты, которые создают иллюзию абстракции, – часто режиссёры снимали свои же инсталляции, как, например, Марсель Дюшан в Anémic Cinéma.

Можно заметить, что мы довольно часто отвлекались от немого кино и переходили к периодам более поздним, вплоть до компьютерной революции 1960-х. Дело в том, что мультипликация, в отличие от традиционного кино, не оставляет между режиссёрским замыслом и «сырым материалом» фильма зазора, который обыкновенно заполняет реальность – от лиц актёров до деревьев парижских бульваров. Реальность мультфильма составляет человеческая фантазия – явление, по существу, вневременное. К абстрактной анимации, думается, сказанное относится вдвойне.


Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    23.05.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Время крупным планом

  • Dura lex, sed lex

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS