Если отбросить в сторону некие псевдокультурные перформансы, где новыми веяниями называют прибивание частей тела к брусчатке Красной площади, то всё равно есть силы, которые всячески пытаются ослабить независимую государственную политику в области культуры.
Зачем они это делают? Ответ прост – многим гораздо удобнее жить в хаосе и неразберихе, которые сложились в этой сфере за весь постсоветский период. Однако для одних это – хаос, а для других – мутная водичка, в которой удобно рыбку ловить, то есть обогащаться. Так было до недавнего времени, когда вся отечественная культура, а точнее финансовые потоки, обслуживающие её, были сконцентрированы в руках одной обособленной группы людей. С приходом на пост министра культуры РФ Владимира Мединского ситуация начала меняться. Порядок в отрасли стал наводиться жёсткой рукой, что понравилось далеко не всем. Условия «игры» изменились. И те, кто раньше жил на гранты и субсидии, не сумев подтвердить свой культурный статус, лишились этих привилегий.
Но что это за люди? Ответ прост – это все те, кто по разным причинам высказывал недовольство нынешней политикой ведомства. Имена очень звучные. Взять хотя бы нашумевшие истории прошлого года. Серебренников, Райкин, Кобзон. Во всех случаях недовольство было скорее надуманным и проявленным с той целью, чтобы усмирить непокорного министра, а ещё лучше довести ситуацию до отставки. Но все они проиграли.
Кирилл Серебренников оказался под домашним арестом с обвинением в хищении крупной суммы госсредств, а не из-за своего «неординарного» творчества. Тут даже богатые связи и широкая поддержка из-за рубежа не помогли.
Ещё более явный пример можно было наблюдать в истории с Константином Райкиным. Ему не понравилось, что действующий министр урезонил его аппетиты на творчество. Вернее, не на творчество, а на его бизнес-инициативы. Хотя подано это было как борьба с мифической цензурой. И вновь ещё один «мэтр» оказался нечист на руку – в его управлении театром обнаружены серьёзные нарушения, рассказывать о которых – дело правоохранительных органов.
Последнее обвинение в адрес руководства Минкультуры РФ последовало совсем недавно. На этот раз красноречием отличился сам Иосиф Кобзон, которого в ведомстве всегда чтили и уважали. На этот раз Мединский не стал заискивать и прятать взгляд, а прямо по пунктам ответил на все несправедливые обвинения. Ответил так, что пришла уже очередь Кобзона оправдываться. Но артист промолчал, хотя ситуация обязывала его ответить. Крыть было нечем. Весь мир узнал, какой стиль в работе использует лоббист от культуры. Эстрадный артист хлопотал только насчёт узкой группы своих избирателей, чтобы не потерять место в парламенте. Правда, не забывал и о своей выгоде, выпрашивая у федеральных властей здания под свои нужды, настойчиво рекомендуя своих подрядчиков на реставрационные работы и, бог знает что ещё, о чём министр Мединский благородно промолчал.
И всё это свежие примеры того, что стало меняться в последние пять лет. Десятки и сотни представителей культурной «элиты» вдруг получили чёткий сигнал о том, что культура – это не бездонный кошелёк, что надо отделять зёрна от плевел, то есть очень аккуратно совмещать коммерческие интересы и творчество. А лучше их разделять. Многие так или иначе высказались против этого. Увы, никто не был искренен. За каждым стояли собственные интересы, а не всеобщее благо. Но, как говорится, лёд тронулся. Нужно признать, что это – часть той работы в культурной сфере, которая нам очень нужна. И не может не радовать, что у руля Министерства культуры РФ стоит не человек «из тусовки» или определённого клана, а именно Владимир Мединский, который не побоялся трудностей и выступил против этого хаоса, творившегося в нашей культуре долгие годы. Убеждён, что только такие руководители, не побоявшиеся взять ответственность, нужны нашей стране.
Алексей Соколов