Едва ли «Евгения Онегина» мог создать не автор-дворянин, представитель светского общества, а, скажем, выходец из простого народа или из купечества… Авантюрные похождения Остапа Бендера – безусловно, продукт не холодного Севера, а искромётно-юморного Черноморья… Ближе к нашим дням убедительно заявили о себе Вологодская школа поэзии и прозы, Сибирский регион… Для учёных-литературоведов, историков литературы, для думающего читателя небезынтересно вникнуть в личность автора. Кто он? Откуда? Какая среда сформировала его взгляды, идеологию, вкусы? Что определило его стиль, содержание произведений, какие прототипы стали героями известных повестей и рассказов? Эти проблемы были обозначены на состоявшейся в Екатеринбурге Третьей Всероссийской научной конференции «Литература Урала: автор как творческая индивидуальность (региональный и национальный аспекты)».
Организаторами форума выступили академический Институт истории и археологии, Управление культуры Екатеринбурга, Уральский государственный университет, Музей писателей Урала. Одновременно с конференцией был проведён международный семинар «Проблема автора в художественной литературе» с участием гостей из Беларуси и Украины.
География участников довольно широка: Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Ижевск, Уфа, Сыктывкар, Сургут, Иркутск, Омск, Челябинск, Томск, Новосибирск, наконец, Донецк и Гродно…
Профессиональная литература Урала формировалась довольно поздно – по сравнению с центральными губерниями России. Однако существовала особая культурная почва, давшая позднее самобытных писателей. Профессор Л. Соболева убедительно показала характер уральской словесности ХVIII века, составными элементами которой выступают жанры и виды литературы, традиционно не вводимые в состав художественной словесности: деловая переписка, документы, описания промышленного развития, старообрядческие письмена. Но именно они и образуют тип духовной культуры региона, сориентированный на формирование образа делового человека, обладающего «учёной» культурой, рефлектирующего читателя.
В докладе М. Ванюшева (Ижевск) была представлена авторская личность Г. Верещагина, видного культурного деятеля ХIХ века, просветителя, пропагандиста удмуртского творчества среди иноязычных читателей. Профессор Е. Созина (Екатеринбург) на материале произведений
Д. Мамина-Сибиряка, К. Носилова, П. Инфантьева выделила образ автора-уральца – путешественника и просветителя, озабоченного судьбой малой родины и её коренных обитателей. Романтический пыл дальних странствий в нём уживался с вполне реалистическим подходом к изображению Урала. Прозвучало много и других интереснейших сообщений.
Таким образом, тематика пленарных докладов задала тон всей конференции и раскрыла движение и изменение авторской индивидуальности на Урале в историческом процессе – от «осьмнадцатого» столетия до современности.
Круглый стол объединил участников конференции в выработке практических рекомендаций по активизации создания академической «Истории литературы Урала» и новой концепции музейной экспозиции «Литературная жизнь Урала ХХ века».
Следует отметить, что обозначенные в подзаголовке названия конференции аспекты (региональный и национальный) – лишь часть общей большой проблемы «Автор».
Немаловажно и то, что подобные конференции, ставшие на Урале традиционными, осуществляют координацию исследований большого региона. Многие участники стали постоянными гостями Екатеринбурга, и эта растущая крепость связей не может не радовать.
, собкор «ЛГ», ЕКАТЕРИНБУРГ