СЕТЕРАТУРА
Тянут пустые сети
Пьяные рыбаки.
Плаваем в Интернете.
И не подать руки.
Рулинет – русский литературный Интернет… Что это за чудо растакое? Каков он на вкус, на цвет? Какого, так сказать, размера? Вообще существует ли? Или это виртуальное марево, невесть откуда появившаяся дымка от Дантесова Лепажа?..
В какой-то мере строчки из стихотворения киевского поэта Александра Кабанова, приведённые в эпиграфе, характеризуют нынешнее состояние Рулинета.
Зайдите на сайты со свободной публикацией. В большинстве случаев у вас останется стойкое ощущение, что вы попали в заброшенную деревню. Вообще-то избы в виде авторских разделов ещё сохранились, а вот сами хозяева заезжают сюда всё реже, общение с соседями сведено к минимуму, редкий гость иногда оставит комментарий, лишённый, как правило, не только конструктивности, но и эмоционального задора.
«Поэтический бум начала двадцать первого века», о котором так упорно твердили сетевые литературные деятели, постепенно сошёл на нет; точнее, значимость этого явления для литературы оказалась, мягко говоря, преувеличенной. Да и был ли на самом деле «поэтический бум»? Ни одного сколько-нибудь значимого автора, о котором можно было бы без всяких оговорок сказать: он состоит на службе у Поэзии. Ни одной книги стихотворений, за которой гонялись бы толпы читателей. Ни одного издания поэзии с более или менее приличным тиражом. Нет личности, которая оказалась бы пусть не светилом, но хотя бы фонариком в пасмурной литературной повседневности.
Возьмём, к примеру, известный портал stihi.ru. Более 125 тысяч авторов, миллионы стихотворений. Без спасательного круга можно запросто утонуть в обилии «гениальных произведений». Раньше здесь хоть как-то осуществлялся отбор, имелась редакторская колонка, проводились конкурсы, организовывались грандиозные по масштабности офлайновые мероприятия в том же Центральном Доме литераторов.
Сейчас этого нет и в помине. Тишь да гладь. «Братство кольца» распалось. Многим рулинетчикам игра в литературу, по всей видимости, наскучила. Из сетевой поэзии, декларировавшейся ещё год-два назад как нечто фундаментальное, которое всерьёз и надолго, получился лишь домик на песке, из которого уходят жители.
Точнее, не уходят, а мигрируют. Продвинутая часть Рулинета обосновалась нынче в «Живом Журнале». А что livejournal.com? Проект Бреда Фицпатрика благодаря своеобразной внутренней структуре и институту френдов позволяет вести интернет-дневник и формировать читательскую среду по собственному усмотрению. В результате от френда, – если, конечно, это «настоящий друг», – в качестве комментария на дневниковую запись получаем сплошные комплименты, чмоки и сюсюканье. А если френд «не настоящий», то можно нарваться на не вполне трезвую нелепость дерзкого содержания. И тогда дуэли не избежать.
Виртуальную общественность иногда будоражат разборки по поводу литературных предпочтений, иллюстрацией к которым может быть следующая подсмотренная в «ЖЖ» запись.
«Господин N! За последнее время Вы позволили себе оскорбить многих достойных людей. Я молчал, пока Вы недостойно вели себя по отношению к мужчинам. Но когда Вы позволили себе оскорблять женщин, чаша моего терпения переполнилась. У Вас есть два варианта поведения:
1. Публично извиниться перед… (далее следует список известных литераторов, оскорблённых господином N).
2. Принять вызов на бой от меня лично. Без оружия. По одному секунданту от стороны.
Если Вы не ответите в течение суток, я оставляю за собой право дать Вам пощёчину при первой же личной встрече».
Такие вот нешуточные и в то же время бутафорские страсти иной раз вспыхивают в «Живом Журнале». Поистине «плаваем в Интернете. И не подать руки».
В нынешнем марте исполняется пять лет со дня рождения литературной группы «Рука Москвы», пытающейся держаться в авангарде Рулинета, формирующей этот самый Рулинет. В большинстве своём выходцы из Стихиры, они демонстративно покинули stihi.ru, то ли что-то не поделив с администрацией портала, то ли посчитав, что вышли уже из младенческого возраста. Благодаря их стараниям несколько лет назад был создан собственный печатный орган – журнал «Сетевая поэзия», который в прошлом году переименовали в «Современную поэзию». Несмотря на явную амбициозность затеи с переименованием, дивидендов и пассионарности изданию она пока что не прибавила. Журнал делается наскоками, не системно, не выдерживается периодичность. Существование «Современной поэзии» происходит как бы по затухающей синусоиде. Впрочем, неприхотливому читателю стихов, а главное, стихотворцу, публикующему свои произведения в сети Интернет, сам факт присутствия подобного журнала в литературной жизни уже должен греть душу.
Кроме того, с февраля начал работать новый сетевой проект – литературное интернет-радио (http://litradio.ru). Уже были проведены первые трансляции в тестовом режиме. Предполагается, что на радио будут звучать аудиозаписи литературных и поэтических произведений, литературно-музыкальные композиции (аудиоклипы), трансляции литературных мероприятий, авторские колонки, литературные новости, анонсы и т.д.
Будем надеяться, что новое литературное интернет-предприятие, находящееся сейчас на начальном этапе формирования, сможет занять свою нишу и стать по-настоящему популярным и нужным.
А пока некоторые из сетевых поэтов, сообразив, что «шумной толпой» своих амбиций в творчестве не удовлетворить, стараются действовать по старинке, то есть самостоятельно совершают набеги на редакции толстых литературных журналов. И нужно отметить, что всё чаще набеги эти оказываются успешными и подборки рулинетчиков публикуются.
Так, значит, не совсем прав был поэт, сокрушавшийся по поводу «пустых сетей» в Интернете.