Администрация Байдена, казалось, вернёт американскую дипломатию к приличиям после буйного периода Трампа, но не тут-то было. За одну неделю Вашингтон ввязался в резкие перепалки с двумя главными противниками. Попробуем разобраться в ситуации как эксперты, а не как крикливые пропагандисты.
Задавший вопрос про «убийцу» Джордж Стефанопулос больше чем журналист – с 1992-го он был советником Билла Клинтона и с тех пор состоит в ядре истеблишмента демпартии. Стефанопулос не только задаёт вопросы – он устанавливает повестку дня и тон коммуникаций. Цитируя доклад Национальной разведки, Стефанопулос подвёл Байдена к вопросу так: «Владимир Путин разрешил проведение во время выборов операций с целью унизить вас, поддержать Дональда Трампа... Какую цену он должен заплатить?» – «Он заплатит», – ответил Байден.
Стефанопулос продолжил: «Вы говорили, что у Путина нет души». Байден: «Я говорил ему это, да. И его ответ был: мы понимаем друг друга. Я был с ним один на один в его офисе.» Интервьюёр поднял градус: «Так что вы знаете Владимира Путина. Как думаете, он killer?» Байден: «Хм-м, да». И Стефанопулос зашёл по второму кругу: «И какую цену он должен заплатить?» Это был главный вопрос его интервью, и он хотел услышать про радикальные санкции против России и Путина. Но Байден вновь не ответил: «Какую цену заплатит – скоро увидите... Есть вопросы, где в наших интересах работать вместе».
Слово «killer» имеет много смыслов – от убийцы до «сногсшибательного» человека. В данном контексте наиболее верный перевод – враг, противник. Непозволительный тон задал Стефанопулос, и в его лице весь агрессивный истеблишмент. Но, конечно, это ответственность президента – выбирать правильные слова, а Байден через «угу» сказал «да», и Белый дом позднее сожалений не выразил.
Примечательно, что подобную агрессию три дня спустя госсекретарь Энтони Блинкен направил на Китай. Переговоры с главой МИД Поднебесной Блинкен открыл, назвав Пекин «риском глобальной стабильности». Госдеп был готов к протокольному ответу на пару минут, но впервые получил от Китая отповедь с обвинениями американскому империализму, перечислением военных провалов за 20 лет и нарушений прав человека, включая права чернокожих внутри страны, – всё это на 17 минут.
Как оценил Байден успехи дипломата на первой встрече с представителями КНР? «Я очень горжусь госсекретарём». Что ж, в духе Трампа.
Подобная риторика традиционна для демпартии. Но Байден и его команда знают, что и электорату Трампа такой оскорбительный подход в отношении других может нравиться. У них есть полтора года до промежуточных выборов в Конгресс, чтобы завоевать «умы и сердца» сторонников Трампа. Так что вещание в абразивном стиле будем слышать регулярно.
А нам что делать в такой ситуации? Самый достойный ответ – асимметричный и позитивный, что президент Путин и сделал, пожелав здоровья. Сарказм тоже услышали. Тем временем пропаганда на госканалах с упоением забилась в истеричных оскорблениях и обосновании деменции Байдена.
Топорная антироссийская пропаганда в Америке мобилизует против внешних врагов, указывает на «виновного» в домашних проблемах, которые сложно решать. Но теперь и российская пропаганда занимается часто тем же с таким же накалом.
Остаётся надеяться, что разумные политики и граждане России не верят в пропаганду. Хотелось бы, чтобы «пропагандистская рубка» не привела к реальному конфликту.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции
Вероника Крашенинникова, политолог