Виноват ли философ Мишель Фуко в деградации Запада?
Вместе с трудовым обществом заканчивает своё существование эра социального, эпоха битвы труда и капитала. Появляется общество, в котором деньги раздаются, а не зарабатываются. Более того, розданные деньги предлагается быстрее потратить, чтобы поддержать динамику экономической жизни. Их нельзя долго хранить. Деньги перестают быть формой накопления капитала. Меняется и роль банков. Становится возможным отрицательный процент.
Иными словами, на смену эпохи социального приходит эпоха постчеловека. В человеке всё меньше становится человеческого и всё больше инженерного. Социальная эпоха предполагает фундаментальный разрыв между бедными и богатыми. Антропологическая эпоха начинается в момент, когда человек изымается из системы разделения труда и одновременно ему предлагают выбрать своё тело. Сегодня человек ещё может сказать: «я учитель», «я редактор», «я официант». После краха социального он не сможет так сказать. Человек будет обращаться к социуму и спрашивать: «Кто я?» Социум ему ответит: «Я не знаю». Вопрос о твоей идентичности – это теперь не социальная проблема, а технологическая. Не то ты есть, что ты грезишь о себе, а то, что ты сделал с собой.
Конечно, не каждая европейская страна может позволить себе то, что позволяет себе Швейцария. Это не может себе позволить даже Франция. Большинство стран ещё решают социальные проблемы, тогда как технико-антропологические проблемы непосредственно включают в себя прежде всего отношения естественного и искусственного, сделанного и выросшего. Например: кто ты, если тебе заменили голову? Кто ты, если у тебя вместо сердца работает некий механизм? Если ты выбрал себе пол и расу? Мыслителя, который зафиксировал наступающую эпоху постчеловека, зовут Мишель Фуко.
Человек
Все думают, что человек – это разумное существо. Для Фуко человек – безумец. Умной может быть и машина. Безумным является только человек. Чем меньше в человеке безумия, тем легче его заменить роботом. Многие думают, что человек возник давно и будет существовать вечно. Для Фуко человек возник недавно. И очень скоро исчезнет. В смерти человека исполнится смерть Бога.
Половой вопрос
В традиционном обществе принято считать, что мальчик всегда чувствует себя мальчиком, девочка – девочкой, ведь это так естественно. Но что делать, если мальчик чувствует себя девочкой и наоборот? В традиционном обществе «ненормальных» можно было изолировать, подвергнуть остракизму. Формирующееся общество, согласно Фуко, будет делать их своими полноценными членами.
Задолго до Фуко на проблему гомосексуальности обратил внимание вполне традиционный человек, которого звали Василий Розанов. Его книга «Люди лунного света» – это классика. В ней обращается внимание на то, что в каждом мужчине есть женщина и в каждой женщине – мужчина. Человек андрогинен. Более того, все знают, что такое духовное образование, как философия, возникло в гомосексуальной Греции. Сократ любил мальчиков, хотя у него была жена. Сегодня обсуждается вопрос о том, могут ли гомосексуальные пары составлять семью. Решение данного вопроса – это уже не проблема социального порядка. Это проблема антропологического порядка. Нет законов природы, которые бы это запрещали. Но могут ли эти семьи иметь детей? Конечно, нет. Это запрещается законами природы.
Помыслить все эти вопросы – значит уже вступить в конфликт с традицией, ибо традиция и мысль несовместимы. И Фуко пытается найти пределы возможности мыслить иначе.
От философии Фуко к кровавым действиям террористов?
Господин Ливри сопоставил два события. Одно из них – поток мигрантов в Европу и кровавая бойня в Париже в ноябре 2015 года. Другое связано с именем Фуко, которого парижское издательство «Галлимар» выпустило в своей звёздной серии как классика. Идею господина Ливри можно сформулировать так: от философии Фуко к кровавым действиям террористов. Господин Ливри называет Фуко крёстным отцом террористов. Как обосновывается идея? Никак. Оставим в стороне ругательства типа «псевдофилософ», «фюрер толерантных интеллектуалов», «паяц».
В письме говорится, что Фуко ввёл во французский университет систему нормализации извращений. Психопатию он объявил одной из форм здоровья. Я хочу напомнить, что мысль о том, что человек – невротик, что каждый из нас по крайней мере два раза в день проходит через ультрапарадоксальную ситуацию, была известна задолго до Фуко. Основатель советской психологии Л.С. Выготский прямо утверждал, что отклонение человека от нормы является ключом к пониманию нормы. Более того, норма – это вообще всё то, что только принято считать нормой. Каждый человек несёт в себе свою шизофрению. Если «ненормальное» социально приемлемо, то это норма.
Господин Ливри утверждает, что Фуко создал образ содомитов и лесбиянок как социальной группы. Но содомиты и лесбиянки сами по себе уже являются социальной группой, то есть группой, у которой есть общие интересы и цели, и никакой особой заслуги Фуко я в этом не вижу.
Господин Ливри считает, что Фуко упростил эллинские корни культуры. Признаться, я не очень понимаю, что он имеет в виду. Принцип относительности был открыт уже греками.
Автор письма также полагает, что Фуко способствовал превращению философии в прибежище шарлатанов. Если господин Ливри говорит о Делёзе, то я с ним никак не могу согласиться.
О чём господин Ливри ничего не пишет, так это о прощании Европы с христианской культурой. Европа теперь – это духовно пустое, хотя и богатое место, которое хотят заполнить мигранты. Но ставить в вину Фуко терроризм глупо, ибо терроризм – это не проблема мигрантов, это другая проблема и, на мой взгляд, более фундаментальная. Она ещё никем не была помыслена. В ней, как в одной точке, сходятся четыре темы: смерти Бога, смерти человека, краха социального и защиты территории человеческого. В этой точке может завершиться история человека и начаться другая история – история постчеловека. Террористы считают, что от них зависит, будет эта возможность реализована или не будет.
Фуко не крёстный отец террористов, а философ, который решил узнать, существуют ли пределы возможности мыслить иначе. Жить и мыслить сегодня – это не одно и то же.