Перейти к содержанию
  Пятница 29 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    17 марта 2016 г.
Общество Мнение

Кто украл Европу? - 2

Эпоха постчеловека
Гиренок Фёдор Гиренок Фёдор — 17 марта 2016

Виноват ли философ Мишель  Фуко в деградации Запада?


Для писателя Анатолия Ливри многие сегодняшние проблемы Запада персонифицированы. Он эмоционально критикует концепции философа Мишеля Фуко. Именно в этой фигуре видит литератор глубинную причину деградации Европы. Чтобы картина предстала перед читателем во всём многообразии, «ЛГ» попросила философа Фёдора Гиренка прокомментировать суждения А. Ливри. 

Если вся Европа сходит сегодня с ума от мигрантов, то Швейцария экспериментирует. Здесь на весну 2016 года намечен референдум, на котором жители страны должны ответить на вопрос, согласны ли они гарантированно получать 2225 евро в месяц вне зависимости от того, работают они или нет.

Что означает этот референдум? Он означает, что труд перестал быть фундаментальным принципом, базисной ценностью человека, определяющей структуру общества. Трудовое общество перестало существовать. Формируется новое общество, в котором технологически возможна реализация принципа, согласно которому незначительное меньшинство будет работать и обеспечивать большинство неработающих всем комплексом цивилизационных благ. Все равны. Работающие и безработные.

Вместе с трудовым обществом заканчивает своё существование эра социального, эпоха битвы труда и капитала. Появляется общество, в котором деньги раздаются, а не зарабатываются. Более того, розданные деньги предлагается быстрее потратить, чтобы поддержать динамику экономической жизни. Их нельзя долго хранить. Деньги перестают быть формой накопления капитала. Меняется и роль банков. Становится возможным отрицательный процент.

Иными словами, на смену эпохи социального приходит эпоха постчеловека. В человеке всё меньше становится человеческого и всё больше инженерного. Социальная эпоха предполагает фундаментальный разрыв между бедными и богатыми. Антропологическая эпоха начинается в момент, когда человек изымается из системы разделения труда и одновременно ему предлагают выбрать своё тело. Сегодня человек ещё может сказать: «я учитель», «я редактор», «я официант». После краха социального он не сможет так сказать. Человек будет обращаться к социуму и спрашивать: «Кто я?» Социум ему ответит: «Я не знаю». Вопрос о твоей идентичности – это теперь не социальная проблема, а технологическая. Не то ты есть, что ты грезишь о себе, а то, что ты сделал с собой.

Конечно, не каждая европейская страна может позволить себе то, что позволяет себе Швейцария. Это не может себе позволить даже Франция. Большинство стран ещё решают социальные проблемы, тогда как технико-антропологические проблемы непосредственно включают в себя прежде всего отношения естественного и искусственного, сделанного и выросшего. Например: кто ты, если тебе заменили голову? Кто ты, если у тебя вместо сердца работает некий механизм? Если ты выбрал себе пол и расу? Мыслителя, который зафиксировал наступающую эпоху постчеловека, зовут Мишель Фуко.

Человек

Все думают, что человек – это разумное существо. Для Фуко человек – безумец. Умной может быть и машина. Безумным является только человек. Чем меньше в человеке безумия, тем легче его заменить роботом. Многие думают, что человек возник давно и будет существовать вечно. Для Фуко человек возник недавно. И очень скоро исчезнет. В смерти человека исполнится смерть Бога.

Половой вопрос

В традиционном обществе принято считать, что мальчик всегда чувствует себя мальчиком, девочка – девочкой, ведь это так естественно. Но что делать, если мальчик чувствует себя девочкой и наоборот? В традиционном обществе «ненормальных» можно было изолировать, подвергнуть остракизму. Формирующееся общество, согласно Фуко, будет делать их своими полноценными членами.

Задолго до Фуко на проблему гомосексуальности обратил внимание вполне традиционный человек, которого звали Василий Розанов. Его книга «Люди лунного света» – это классика. В ней обращается внимание на то, что в каждом мужчине есть женщина и в каждой женщине – мужчина. Человек андрогинен. Более того, все знают, что такое духовное образование, как философия, возникло в гомосексуальной Греции. Сократ любил мальчиков, хотя у него была жена. Сегодня обсуждается вопрос о том, могут ли гомосексуальные пары составлять семью. Решение данного вопроса – это уже не проблема социального порядка. Это проблема антропологического порядка. Нет законов природы, которые бы это запрещали. Но могут ли эти семьи иметь детей? Конечно, нет. Это запрещается законами природы.

Помыслить все эти вопросы – значит уже вступить в конфликт с традицией, ибо традиция и мысль несовместимы. И Фуко пытается найти пределы возможности мыслить иначе.

От философии Фуко к кровавым действиям террористов?

Господин Ливри сопоставил два события. Одно из них – поток мигрантов в Европу и кровавая бойня в Париже в ноябре 2015 года. Другое связано с именем Фуко, которого парижское издательство «Галлимар» выпустило в своей звёздной серии как классика. Идею господина Ливри можно сформулировать так: от философии Фуко к кровавым действиям террористов. Господин Ливри называет Фуко крёстным отцом террористов. Как обосновывается идея? Никак. Оставим в стороне ругательства типа «псевдофилософ», «фюрер толерантных интеллектуалов», «паяц».

В письме говорится, что Фуко ввёл во французский университет систему нормализации извращений. Психопатию он объявил одной из форм здоровья. Я хочу напомнить, что мысль о том, что человек – невротик, что каждый из нас по крайней мере два раза в день проходит через ультрапарадоксальную ситуацию, была известна задолго до Фуко. Основатель советской психологии Л.С. Выготский прямо утверждал, что отклонение человека от нормы является ключом к пониманию нормы. Более того, норма – это вообще всё то, что только принято считать нормой. Каждый человек несёт в себе свою шизофрению. Если «ненормальное» социально приемлемо, то это норма.

Господин Ливри утверждает, что Фуко создал образ содомитов и лесбиянок как социальной группы. Но содомиты и лесбиянки сами по себе уже являются социальной группой, то есть группой, у которой есть общие интересы и цели, и никакой особой заслуги Фуко я в этом не вижу.

Господин Ливри считает, что Фуко упростил эллинские корни культуры. Признаться, я не очень понимаю, что он имеет в виду. Принцип относительности был открыт уже греками.

Автор письма также полагает, что Фуко способствовал превращению философии в прибежище шарлатанов. Если господин Ливри говорит о Делёзе, то я с ним никак не могу согласиться.

О чём господин Ливри ничего не пишет, так это о прощании Европы с христианской культурой. Европа теперь – это духовно пустое, хотя и богатое место, которое хотят заполнить мигранты. Но ставить в вину Фуко терроризм глупо, ибо терроризм – это не проблема мигрантов, это другая проблема и, на мой взгляд, более фундаментальная. Она ещё никем не была помыслена. В ней, как в одной точке, сходятся четыре темы: смерти Бога, смерти человека, краха социального и защиты территории человеческого. В этой точке может завершиться история человека и начаться другая история – история постчеловека. Террористы считают, что от них зависит, будет эта возможность реализована или не будет.

Фуко не крёстный отец террористов, а философ, который решил узнать, существуют ли пределы возможности мыслить иначе. Жить и мыслить сегодня – это не одно и то же.


Самосознание
88

Фёдор Гиренок


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Желание быть русским-11

11.07.2018

Желание быть русским-10

04.07.2018

Желание быть русским - 9

27.06.2018

Желание быть русским - 8

13.06.2018

Лихие или ленивые?

23.05.2018

Что сказал Ленин

306 голосов

Кто украл Европу? - 1

259 голосов

Желание быть русским

160 голосов

Эпитафия на могиле российской интеллигенции

146 голосов

Желание быть русским - 2

92 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты