Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Библиосфера

Куда плывёт балкон над садом?

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

Знаменская И. Портрет куста: Стихотворения. – Санкт-Петербург: Геликон плюс, 2011. –144 с. – Тираж не указан.

В стихи Ирины Знаменской я влюбился, если можно так сказать, с первого взгляда. В далёком-далёком 1982 году я жил в Караганде, ответствовал за отопление трёхсоттысячного жилого массива и был «чистым технарём». Если бы кто-нибудь мне тогда сказал, что я сам буду стихи писать, я бы со смеху помер. Но стихи тем не менее я любил. И вот однажды со мной случилось нечто, ну прямо как в стихотворении Ирины:

Из русского языка,
Летящего в стратосфере,
Выпрастывает рука
Слова о любви и вере.

В одном из книжных магазинов города моя рука безошибочно «выпростала» из великого множества небольшую, изданную в Ленинградском отделении «Советского писателя» тоненькую книжку стихов «Долгий свет». С обложки на меня с затаённой усмешкой глядела девушка-женщина, и что-то в ней было такое необъяснимое…
Я пришёл домой и прочитал:

…Мне бывший муж
случайно повстречался:
С него текла забвения вода.

И стихи Ирины зажили во мне своей особой, тайной жизнью… Я много чего, уезжая, оставил в Казахстане, а вот книжку Ирины взял с собой.

17 лет спустя, уже членом СП Казахстана и России, я волею судеб оказался уже в Санкт-Петербурге, где на одном из многочисленных литературных мероприятий некая литературная дама, которой я как-то сказал, что люблю стихи Ирины Знаменской и считаю её поэтом от Бога, не скрывая раздражения, процедила сквозь зубы: «Вон твоя Знаменская сидит…» Я тогда не решился к Ирине подойти – она думала о чём-то своём, а всё литературное действо обтекало её и уносилось куда-то в пространство. Но служанка-память тут же подсказала мне её строчки:

Ничья, ничья, ничья! –
Не ваша и не ваша:
Фамилия моя
Как именная чаша…

И вот на одном из Пушкинских праздников в Михайловском мы с ней оказались в группе санкт-петербургских писателей. Ирина тогда курила только сигареты с ментолом, а они у неё закончились… Вот тут (а говорят, что курение вредно) и настал мой «звёздный час»: я тоже всегда курил сигареты с ментолом, и они у меня, к счастью, были… Пользуясь случаем, я рассказал ей, что давно люблю её стихи и даже многие прочитал наизусть. Так состоялось наше знакомство. Она и оказалась в дальнейшем такой, какой я её себе представлял и как она о себе сама сказала:

Ничья. Какая есть.
Одна со всеми вместе.
А в родственники лезть –
Лишь к совести и чести.

А потом (во времена, когда «ЛГ» приглашала поэтов в Москву для чтения стихов у памятника В. Маяковскому) мы с Ириной были приглашены для участия в празднике поэзии. Нас поселили в гостиницу «Россия» (ту самую, вместо которой сейчас в центре Москвы руины), а вечером гуляли вокруг Кремля. И я рискнул (мужчина не должен быть трусом) подарить ей свою только что вышедшую книгу стихов. Она как-то по-детски беспомощно поглядела на меня и сказала: «Ну зачем ты это делаешь? Я вечером приду в номер и прочитаю её… Не знаю, как буду к тебе после этого относиться… Я уже испытала столько разочарований…» О, как мне теперь понятна эта стихобоязнь!

Я вернулся в номер, а в голове всё звучали её строчки:

…Как нежная рождается
из пены –
И волосы, и волны –
по колена…
И как сосед выходит
на крыльцо,
До морды сконцентрировав
лицо!

Ночь была ещё та… Я, ворочаясь с боку на бок, вспомнил, как на одном из поэтических мероприятий читал стихи человек (не без искры Божьей) и некая литдама встала и стала «разбирать» в буквальном смысле этого слова услышанное с видом величайшего знатока. Но ей не удалось закончить свою пламенную речь… Ирина резко (её голубые глаза стали цвета холодной стали) и негромко сказала: «Немедленно замолчите. Вы не имеете права ЗДЕСЬ говорить…»

Всю ночь я «концентрировал» лицо, а утром, когда мы встретились за завтраком, понял (стихи и глаза настоящих поэтов никогда не врут), что «жить буду». Ирина рассказала, что у неё есть своя классификация поэзии, согласно которой стихи четвёртого уровня – это стихи, которые знают ВСЕ, а я могу писать стихи третьего уровня. Никогда завтрак не был таким вкусным!

И вот у меня в руках книга избранных стихотворений Ирины Знаменской, вышедшая почти через 15 лет после изданной в 1997 году книги «Глаз вопиющего».

«Портрет куста» – книга с нелёгкой судьбой. Как горько шутила сама Ирина, то издательства закрывались, то редакторы умирали…

Когда я уже заканчивал писать эти сумбурные строки, пришло скорбное известие: умер издатель этой прекрасной книги – Александр Житинский, с которым Ирина дружила 40 лет. И рука невольно зависла над клавиатурой…

И всё-таки небезответным должен остаться вопрос Ирины Знаменской:

Куда плывёт балкон над садом?
А ветер бьёт его с надсадом,
Макая в пенную листву,
Но оставляя на плаву…

Ищите эту книгу, читайте, завидуйте и… дай вам Бог.

Владимир ШЕМШУЧЕНКО

Обсудить в группе Telegram

Владимир Шемшученко

Шемшученко Владимир Иванович, родился в 1956 г.... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сокровищница нашей памяти

    19.06.2025
  • Хранитель традиционной культуры

    15.06.2025
  • «На войне память обостряется…»

    13.06.2025
  • Идёт коза рогатая

    13.06.2025
  • Агент Большой истории

    12.06.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS