Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 июня 2022 г.
  4. № 25 (6839) (22.06.2022)
Станционный смотритель

Кудесник Бетанкур

Многие русские железнодорожники считали себя его наследниками

22 июня 2022
Августин Бетанкур, Главноуправляющий путями сообщения Российской империи с 1 апреля 1819 года  по 2 августа 1822-го


210 лет назад, примерно в эти же июньские дни, началось нашествие Наполеона на Россию. Как мы все знаем, наши далёкие предки тогда оказали героическое сопротивление сильнейшей армии Европы того времени. В связи с этим «Станционный смотритель» хотел бы познакомить читателя с человеком, который имел прямое отношение к борьбе с французской агрессией и к развитию русской железнодорожной отрасли.

 

Аугустин де Бетанкур-и-Молина – архитектор и инженер, чьей родиной являются Канарские острова, – приехал в Россию в 1808 году. В период, который мы по-пушкински называем «дней Александровых прекрасное начало». В России он, как водилось, обрёл новое имя – Августин Августинович. Наш герой к тому моменту был уже немолод, ему исполнилось 50, однако он не побоялся в корне поменять свою жизнь. В его жилах текла французская кровь, но Бетанкур – испанский подданный – не желал служить Бонапарту. Русский посланник в Мадриде Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол однажды предрёк ему счастливое будущее в далёкой северной стране и не обманул. В России талантливому и разностороннему специалисту сразу назначили немалое жалованье в 20 тысяч рублей в год и поручили учредить и поставить на крыло Институт путей сообщения в Петербурге. Четыре года спустя, в 1812-м, Бетанкур строил переправы и мосты для русской армии и впоследствии всю жизнь гордился своим вкладом в победу над завоевателями. Наше Отечество и до него было богато на талантливых военных инженеров, но французский испанец поставил дело на новые рельсы. Он удивлял взыскательным отношением к любому проекту, к любому труду. Дотошный и фантастически работоспособный.

В России ему понравилось. Бетанкур стал поклонником русской бани, ему импонировал географический размах Российской империи, что давало возможность проявить инженерные таланты. А лёд и снег – зимняя стихия? Для художников – красота, вдохновение, для инженеров же – повод к раздумьям: как, например, при строительстве трасс и крыш защититься от снегопадов и весеннего таяния. Правда, язык Державина и Жуковского он так толком и не выучил: в то время русское дворянство прекрасно изъяснялось по-французски, ему этого вполне хватало. С Августином Августиновичем охотно беседовал сам император! Сей факт без всякого преувеличения делает честь Александру Павловичу. Ибо мало кто в тогдашней Европе мог сравниться с Бетанкуром по инженерному таланту.

Для России он, несмотря на почтенный возраст, успел сделать немало. Бетанкур не только составил проект Института корпуса инженеров путей сообщения, но и стал его первым генеральным инспектором, то есть учителем русских инженеров. Он обеспечил высочайший уровень образования в стенах института. Там работали не только практики, но и исследователи. Там создавался музей, там умели думать как о злободневной необходимости, так и о стратегии, умели заглядывать в будущее. Этому учил своих студентов Бетанкур – старевший, прихрамывавший, но не терявший исследовательского азарта.

Собственные технические решения этого специалиста поражали изяществом и точностью расчётов. Дело касалось и водных путей, и шоссейных дорог, и рельсов, и мостов. Всякий раз Бетанкур создавал нечто красивое и надёжное – с запасом. Пожалуй, именно под его влиянием в России родился принцип, известный многим конструкторам: самый лучший проект должен быть не только точно рассчитан, но и красиво оформлен. Безопасность он считал основой любого дорожного строительства. Бетанкур первым в России использовал паровые машины на лесопильных и бумагоделательных заводах. Разработал леса и механизмы для подъёма и установки колонн грандиозного Исаакиевского собора. Он поражал современников изящными и мощными мостами, изменившими облик Санкт-Петербурга, а Москве подарил Манеж. Бетанкура хватало на всё: он модернизировал Тульский оружейный завод, построил пушечный завод в Казани и множество благоустроенных дорог. И ещё мечтал о новом, невиданном транспорте, который объединил бы две столицы.

Задолго до приезда в Россию он понимал, что железные дороги – будущее мировой транспортной системы. С интересом узнавал о том, что делается в этом направлении в Англии, во Франции и даже в далёкой Америке. Больших пассажирских железных дорог ещё не существовало, однако развитие паровых машин и рельсовых дорог на производстве было залогом того, что вот-вот новый вид транспорта преобразует мир. Бетанкур верил в прогресс, его трудно было удивить новыми технологиями. В 1807 году в Уэльсе открыли первую железную дорогу с регулярными пассажирскими перевозками, действовавшую исключительно на конной тяге. Но технический ум Бетанкура легко мог представить будущее таких магистралей. В том числе для России, которая так нуждалась в преодолении векового бездорожья, о чём Августин Августинович тоже знал не понаслышке.

Генерал-инженер Фёдор Иванович Рерберг – один из лучших его воспитанников – написал такие строки к портрету Бетанкура:

 

Он в Россию из Испаньи

Просвещенья свет принёс –

Паровозы вместо саней,

Грохот, дым и лязг колёс.

 

Хотя готовить инженеров непосредственно для строительства железных дорог институт стал уже после смерти Бетанкура, признано, что именно великий испанец заложил основы для развития железных дорог в России. Многие его конструкции напоминали прообраз паровоза. Он рассказывал своим студентам о необычных стальных магистралях, внушал, что им наверняка доведётся их проектировать. Увы, до решения строить первую русскую железную дорогу этот человек не дожил. Но главное – он воспитал инженеров, которые потом с успехом решат задачу строительства русской чугунки. Многие русские железнодорожники прямо называли себя наследниками Бетанкура, а Павел Петрович Мельников, первый отечественный министр путей сообщения, являлся одним из любимых его учеников. Бетанкур (он был ещё и замечательным педагогом!) сразу увидел в нём инженерный талант.

Августина Бетанкура в отра­с­ли не забыли. Фирменный двухэтажный поезд № 25/26 Октябрьской железной дороги носит двойное имя: «Смена – А. Бетанкур». Состав этот курсирует между двумя столицами, осуществляя мечту инженера.

Наследие Бетанкура актуально и в наше время: России необходимы новые специалисты и предприятия, чтобы создавать всё, что нужно для железных дорог, качественно и на отечественных комплектующих. Его детище – Петербургский государственный университет путей сообщения – по-прежнему готовит инженеров и учёных.

30-Здание института.jpg

До 1822 года Институт Корпуса инженеров путей сообщения размещался во дворце князей Юсуповых на набережной Фонтанки

 

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS