Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 сентября 2018 г.

«КУЛЬТУРНЫЙ КОД: ГОСТ-82»

10 сентября 2018

Михаил Свиридов, 
пос. Багерово

На гастрономическом жаргоне это называют «братской могилой». Ну, действительно, какое ещё можно выдумать прозвище для мелких рыбешек, захороненных в красной жиже и в одном жестяном гробу? Этот вид консервации исчезающе редко стал встречаться в магазинах самообслуживания, для солидности именуемых «супермаркет», но в тесных лавках в глубине городских дворов он еще богато представлен. В среднем, за одну баночку просят цену пяти-семи сигарет категории «выше среднего» – и в эту сумму уже включены все налоги, все возможные интересы капиталистов, все коррупционные составляющие и моя заработная плата. А если добавить стоимость ещё трёх сигарет - в среднем, этого хватает на половину буханки «серого местного»! – то можно получить приличного вкуса заряд калорий, углеводородов и микроэлементов, который позволит гарантированно дотянуть до следующего приема пищи.

Но это не просто еда!

Это классическое произведение отечественной культуры, порождающей такие простые, но эффективные вещи - как автомат Калашникова и стихи Пушкина, как пудовая гиря и танк Т-34, лимонад «Колокольчик» и ракета «Восток-1»...

Однако статус классики продукту обеспечивает не заключение эксперта, не овации на выставке или показе, и даже не безусловная полезность. Настоящее бессмертие дарит народное признание, измеряемое тем, сколько людей находит в этом предмете своё маленькое уютное счастье. И, будьте уверены, в этом произведении промышленной кулинарии малую толику счастья изыщет и «свободный» художник (который рисовать не умеет, но очень любит). И охранник-философ (который может одновременно грызть семечки, проверять пропуска и читать монографию о живописи Цинского Китая). И дальнобойщик-перфекционист (у которого иконки закреплены строго посередине спидометра, а календарик с обнаженными девицами - четко по границе воздуховода). И даже великосветский матрос (который утром копошится в машинном отделении, а вечером, смыв мазут, натягивает бальный фрак и вальсирует в ДК порта).

Итак, что же нужно, чтобы приобщиться к культуре килек в томате? На начальном этапе достаточно краюхи хлеба и, собственно, жестяной банки килек. Просто открываем банку любым доступным способом и употребляем, используя в качестве ложки корку хлеба или крышку самой банки, согнутой по диаметру. Это - необходимый минимум, как нож и вилка в европейском ресторане, палочки в японском… etc. По желанию можно добавить гарнир (луковицу или стручок острого перца) и напиток (портвейн «три топора», пиво «местное светлое» или охлажденной до сгущения водки; чай или кофе тоже допустимы, но это чистое «томление духа» - как пиво в коньячном бокале).

Желающим погрузиться в тонкости поглубже, нужна компания. Но будьте осторожны! Накал эстетизма, хоть и не дотягивает до китайской чайной церемонии, но всё равно нешуточный. Здесь неважно место: бытовка на стройке, подсобка на заводе, гараж, привал на охоте или сцена рок-клуба между генеральной репетицией и концертом - будут одинаково хороши. Застилаем место предполагаемой церемонии прошлым номером местной прессы (заклинаю - не используйте глянцевые журналы, отвлекают, хуже – перепрограммируют сознание!) и выкладываем «всякое». Колян/Толян с бутербродами, которые он любовно именует «бутират». Дядя Женя (которого в шутку зовут Диджей) вытянет засоленное по секретному рецепту сало. Шурец/Паха - у него магазинные разносолы, но обязательно будет что-нибудь (лук, чеснок, перец, помидоры, огурцы...) или выращенное своими руками (о чем он с гордостью поведает) или «дядька из села подогнал». Что принёс Федорыч/Степаныч/Митрич совершенно неважно, ведь у него есть соль в спичечном коробке и нож «с репутацией» (варианты: luxury – «в семидесятом батя из паровоза выковал»; попроще – «кум с Урала прислал»; просто, но со вкусом – «купил при хохлах, и ещё ни разу не точил»). Одалживаете инструмент и открываете заветную банку. Неровные срезы на крышке - норма; равномерные изгибы, имитирующие работу «открывашки» - «пацан могёт!» А вот использовать консервный нож - бездуховность и моветон.

Дальше всё, как в необходимом минимуме, только желательно пользоваться вилкой - чтоб не заляпать красной жижей «кворум». Шурец/Паха с удовольствием угостит вас «натурпродуктом» (горькие овощи надлежит пробовать со словами «блин, забирает!»). Кстати, в процессе сами собой читаются тексты из «скатерти» и, надо сказать, очень глубоко залазят в голову (именно поэтому «глянец» нежелателен)... Рыбу из консервной банки не стоит доедать до конца - совсем уж бесформенные остатки со следами соуса полагается отдать приёмному «сыну подразделения» (коту или мелкой собаке), носящему имя зловредного начальника, со словами: «На, жри, скотина ненасытная!»

Если же вы убежденный представитель «креативного» класса и слова «бытовка», «подсобка», «гараж» для вас являются бранными, не торопитесь морщить нос!

Рассмотрите «кильку в томате» как альтернативу дорогим консервам для животных. В этой баночке отыщет удовлетворение и блохастый «двор-терьер», и холеная болонка, ведущая родословную от спутницы чеховской героини. А любая кошка будет просто счастлива! И не забудьте, пожалуйста, закинуть пару баночек на нижнюю полку холодильника. В любой момент ваша безоблачная жизнь может дать трещину и тогда вы, терзаемый безденежьем и голодом, обратите благосклонный взор свой на этот «быдляцкий хавчик»...

В общем, не надо быть знакомым со мной лично - просто знайте, что я существую. И моя работа делает этот мир лучше. Пусть даже суть её - добавлять в томатный соус воду, соль и специи.

 

 

 

 


Тэги: Муза Тавриды КУЛЬТУРНЫЙ КОД ГОСТ82
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мой город слишком человечен

    29.10.2019
  • Такова наша «Доля»

    07.08.2019
  • У СТАТУИ ГЕРОЯ

    09.01.2019
  • ЛЮБИМЫЙ ШАРФ

    09.01.2019
  • СМЕРТЬ БРОДСКОГО И СМЕРТЬ КОБЕЙНА

    09.01.2019
  • ЗДЕСЬ БРИЗ МОРСКОЙ ВИТАЕТ

    76 голосов
  • ДАВАЙ ПОСИДИМ НА КРЫШЕ

    31 голосов
  • ПОД ПРИЦЕЛОМ ПОДОРОЖНИКА

    18 голосов
  • Сын земли крымской

    12 голосов
  • БЕС АРАБСКИЙ

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS