Это случайное совпадение определило для некоторой части зрителей отношение к картине. Люди принялись активно обсуждать не сам фильм, его достоинства и недостатки, а жизненные ситуации, показанные в нём. Так было или иначе? Похожи актёры или нет? Ярые поклонники певицы были убеждены, что её биография сакральна. Что близкие ей когда-то люди должны быть просто счастливы всю оставшуюся жизнь одним этим фактом своей биографии. Допускается, правда, регулярно «ставить свечку к иконе». А иначе их постигнет кара небесная. При этом рейтинги сериала зашкаливали.
Но сегодня, когда затих юбилейный ажиотаж, можно взглянуть на эту картину свежим взглядом. И обнаружить, что это иронический, весёлый, местами грустный автобиографический фильм его создателя – известного кинорежиссёра Александра Стефановича. И случай этот уникальный не только в отечественном, но и в зарубежном кино. Человек сделал произведением искусства часть своей личной жизни. Сначала – в форме документального романа, затем – по нему сценария, который сам же поставил и сам сыграл главную роль. Вышло это случайно. В каждом интервью Стефанович сожалеет, что эту роль не сыграли Збруев или Стоянов. Но не сложилось по ряду причин. Пришлось автору, спасая фильм, самому становиться под камеру.
Теперь о том, что было и чего не было. Автор утверждает, что сюжет фильма абсолютно достоверный. В прообразах картины легко угадываются известные персонажи – вечная конкурентка Примадонны певица София Ротару, сценарист Александр Бородянский, композитор Александр Зацепин, поэты Леонид Дербенёв, Илья Резник и многие другие.
А вот что говорит такой авторитетный человек, как Карен Шахназаров, кстати, тоже один из героев сериала «Кураж»:
– В силу разных обстоятельств я был свидетелем многих эпизодов этой истории. К тому же я лично знаком с героями повествования. Автору удалось создать яркие портреты известных людей, добавить к ним новые краски. Галла (персонаж, за которым легко угадывается Алла Пугачёва) предстаёт не елейно-приторной, как в сочинениях «придворных» журналистов, и не грубо-вульгарной, как в описаниях недоброжелателей из «жёлтой прессы», а живой, узнаваемой и очень похожей. Это происходит потому, что автор нашёл верную интонацию. Стефанович рассказывает не про неё, а про себя. Вспоминает свой тогдашний взгляд на женщину, в которую был влюблён.
Эта исповедальность, всё ещё экзотичная в нашей культуре, дорогого стоит. Перед нами не байопик, а совсем другое. По жанру – оригинальная автобиография в стиле мюзикла (именно в этом был силен когда-то Стефанович на «Мосфильме»). И судить надо фильм по законам этого жанра, где путеводной звездой для режиссёра сияет Боб Фосс.
А музыки в фильме много. Может, не все песни надо было бы давать целиком, даже если их исполняет за кадром талантливейшая Дина Гарипова. Но именно музыка и стала тем цементом, который скрепил все 12 серий.
Примадонну в фильме восхитительно играет Александра Волкова. Более миниатюрная, чем А.Б., она убедительна в пластике, жестах, мимике… И главное – в бешеной пугачёвской энергетике.
С Владимиром Фекленко (он играет молодого Стефановича) у Волковой сложился гармоничный дуэт. В «химию» их чувства верится сразу, безоговорочно. Любовь настигла творческих героев неожиданно. А вместо золота-бриллиантов, малодостижимых в пору развитого социализма, герой дарит любимой сценический образ. Лепит из неё, как Пигмалион, ту Галатею, которая и покорила потом страну. И становится первым в нашей стране продюсером и пиарщиком. Он придумал и повесил на стену их маленькой кухни план покорения эстрадного олимпа, план покорения целой страны. И она ему следовала.
Но Галатея оказалась неуёмного нрава. Она взбунтовалась. Союз двух творческих личностей распался. Почему и как – это всё ужасно интересует журналистку Вику Малинину (Аглая Шиловская), которая провоцирует героя на откровенную исповедь, то и дело превращаясь из ангела в стерву и наоборот. Эта история тоже не выдумана – в жизни автора случился похожий эпизод…
Словом, везде тут «опыт, сын ошибок трудных»…
И не зря картина называется «Кураж», как и книга Стефановича. С куражом по своей молодой жизни шагали герои сериала, отметающие условности, запреты, мещанскую мораль. Живущие так, как многие хотели бы, но не могли. Причём в узнаваемой системе координат. Если «Мосфильм» – то по лестнице идёт Сергей Фёдорович (догадались?), упрекающий героя за то, что тот женился на певичке. Если ресторан «Метрополь» – то выволочку метрдотелю устраивает Сергей Владимирович (понятно?), который потом же одалживает герою тысячу рублей на свадьбу (реальный факт). А на свадьбе сидит в кадре рядом с артистом, играющим его, реальный и легендарный Тайванчик. В ресторане «Арлекино» мелькает в кадре его настоящий хозяин.
Так жизнь и кино сплавляются у Стефановича воедино в фантасмагорическую вязь судьбы. И совсем уже не странно, что псевдоним Борис Горбонос придумал тоже он – в честь своего одноклассника, с которым когда-то дрался.
Стефанович говорит, что единственный выдуманный образ в картине – чиновницы Кондратьевой, доносчицы и лицемерки, – как совокупный образ всей советской власти. А советская эпоха времён застоя предстаёт точными деталями – от чудовищных партийных комиссий до элитарного тогда ресторана Дома кино, от модных тогда круизов по Чёрному морю до коридоров «Мосфильма», по которым запросто ходили гении.
Эта манящая достоверность рождена общими усилиями – сценариста-режиссёра, оператора Григория Булкота, всей съёмочной группы. Хотя не скажу, что «Кураж» – кино идеальное. Но оно долгожданное. Родное. Узнаваемое. Эмоциональное. Зрителю не надо объяснять про кого оно и зачем. И страсти в нем кипят такие, что Голливуд с Болливудом отдыхают. И смех, и слезы, и любовь. И музыка, и яркое зрелище. И при этом явление, всё-таки дающее пищу уму: откуда мы приходим, кто мы, куда идём…
Наталья БОБРОВА