Была опасность, что «Исторический процесс» станет бледной копией «Суда времени». А он его превзошёл. Он связал прошлое и настоящее в одном выпуске, и история ожила. Мы увидели, что прошлое рядом: Гражданская война, политические интриги столетней давности – всё это было вчера, и всё это связано с настоящим.
«Исторический процесс» выигрывает и тем, что нет «судьи», который подыгрывает одной из сторон и под занавес выплёскивает в экран ведро идеологических помоев.
Здесь нет Млечина, который был весь наполнен игрой: смеялся, шалил и гримасничал. Нет его банального театра и фальшиво-доверительной интонации.
Здесь всё сурово и в диком темпе. Это уже не эффектная дуэль, где противники встают в позы. Это кровавая информационная бойня.
Такая конструкция очевидным образом на пользу Сванидзе, у которого ни чувства юмора, ни артистичности, а лишь одно проверенное оружие – хамство. Этой кувалдой он и работает. Сванидзе хамит оголтело: затыкает рот оппонентам, подкидывает на них компромат. Он превращает дискуссию в балаган и, перекрикивая всех, изливает в эфир набор заученных идеологических штампов. Суёт и суёт эту баланду, сваренную во времена перестройки.
Сила Кургиняна – в фактической доказательности. Но времени на то, чтобы развернуть в цепь факты и аргументы, нет. Есть время выхватить револьвер и пальнуть. Кургинян поставлен в условия, когда иначе невозможно сражаться. Ему просто не дают говорить. Ему приходится вслед за Сванидзе драть глотку. А роль крикуна ему абсолютно чужда.
И даже в таких условиях Кургинян побеждает. Он побеждает с огромным перевесом, даже повторяя свои ошибки. Как и в «Суде времени», он поворачивается спиной к камере и говорит в зал, заполненный специфической публикой, пришедшей поучаствовать в массовке за деньги. Его волнуют живые лица. Он упрямо гнёт свою линию – ломает саму природу телевизионного шоу, которое создаётся как развлекуха. Он говорит с нацией. Говорит так, как позволяют говорить обстоятельства.
Сила, которая скопилась с другой стороны, поразительна. Есть ещё одно важное отличие «Исторического процесса» от «Суда времени». Сегодня место на «либеральной скамеечке» всё чаще занимают просто «пятиколонники», которые ищут себе место в будущем миропорядке. А он, как они догадались, будет создан под прицелом натовских войск. Им надо проявить себя, как бы мерзко это ни выглядело: соврать во весь голос, отхохотаться в ответ на очевиднейший факт – то есть прокричать о себе как о «своём сукином сыне». И им абсолютно плевать, как они выглядят в глазах зрителя. Им важно, как они выглядят в глазах Запада. Здесь уже никакими убеждениями не пахнет вообще. Здесь пахнет предательством.
Поэтому наглый вопрос «эксперта» Сатановского в передаче о Ливии: «Господин Кургинян, вы на какую разведку работаете?» – звучит совсем дико. Чья бы корова мычала.
Ничего-то эти господа не боятся, даже результатов голосования, из которых видно, как заваливается вся эта многотонная идеологическая конструкция, созданная в 80-е годы и уже сгнившая изнутри.
Они ведут себя так, словно уже «там», на лужайке чудного мира, который их возблагодарил за труды. Словно их минует чаша, уготованная России вслед за несчастной Ливией. Словно не на них упадут бомбы и не они в будущей смуте будут хоронить в неглубоких могилах своих детей.
Крутится счётчик, отражая точку зрения зрителей. И кажется, что люди задают себе одни и те же вопросы. Кто пасёт это стадо, погрязшее в ненависти и лжи? И почему всё то, уже однажды опрокинуло страну в бездну, до сих пор учит нас жить?