Он был обыкновенным человеком. Трудящимся, каких в железнодорожной отрасли – тысячи и тысячи. И фамилия у него была самая обыкновенная, одна из самых популярных в России – Кузнецов. Ведь профессия кузнеца всегда считалась уважаемой, даже диковинной – вот по ней часто и давались фамилии.
Василий Дмитриевич Кузнецов, самый обыкновенный человек с самой распространённой фамилией, родился в деревне Черепаны Оханского уезда Пермской губернии, ныне Нытвенского района Пермского края. Год рождения знаменательный – 1913-й. Последний мирный год Российской империи. Потомственный крестьянин и охотник с детства привык к тяжёлой работе, которая требовала не только физической силы и выносливости, но и смекалки. Хорошо знал лес, и трудовую деятельность начал мальчишкой в леспромхозе.
Годы были голодные: сначала – из-за войны, для которой стране пришлось мобилизовать все силы. Потом – из-за послереволюционной разрухи. В Гражданской междоусобице он участия не принимал, хотя она коснулась и Пермского края. Выживать было непросто. Помогало исконное русское трудолюбие. А в 1934 году Василий Кузнецов переменил судьбу: устроился на железную дорогу ремонтным рабочим. И сразу стал одним из лучших. Он и плотничал, и в технике разбирался. А силы этого доброго молодца казались беспредельными.
Через год плечистого, сильного парня призвали на службу в Красную армию. Он попросился в железнодорожные войска. Воины-железнодорожники тех лет были настоящими героями – их бросали туда, где труднее всего, где нужны нечеловеческие усилия. Пермские железнодорожники, в частности, за первые несколько месяцев Великой Отечественной перевезли с оккупированных территорий страны более трёх миллионов эвакуированных и около 50 тысяч вагонов с бесценным оборудованием. В Пермь перевозили не только заводы и фабрики, но и Кировский балет из Ленинграда…
От работы путевых бригад, следивших за состоянием железнодорожного полотна, в годы войны зависело очень многое
«Ремонтно-профилактические работы» – подобная формулировка звучит, пожалуй, слишком бюрократично. Нужно было восстанавливать пути после бомбёжек, обеспечивать составам идеальное движение по стратегически важным маршрутам. Ведь на Победу работала вся страна, а без железных дорог ни о каком единстве тыла и фронта нельзя было бы и мечтать. Забот у ремонтников в те годы было больше, чем обычно. Требовались новые рабочие руки. В бригады поступали совсем зелёные мальчишки. Многие из них мало что умели. Кузнецов стал в военные дни не только бригадиром, но и наставником. Тогда-то и выяснилось, что у этого опытного плотника не только железные мускулы, но и стальные нервы. Он никогда не срывался на неумелый молодняк, был терпелив и обстоятелен. Объяснял немногословно, наглядно. «Команда» Кузнецова всю войну держала звание лучшей путевой бригады дороги, обслуживая ответственный участок Пермской дистанции Свердловской железной дороги: перегон Курья – Оверята. В его небольшом коллективе воспитывались будущие «асы», будущие бригадиры.
После войны Кузнецов первым на Пермской дистанции предложил составлять график таким образом, чтобы все ремонтные работы выполнялись «по кольцу». Что это такое? План разрабатывался на две недели вперёд для нескольких бригад. Те тратили минимальное время на путь к месту работы, каждый знал свой маршрут – и все вместе они контролировали «полный круг» ремонтных работ. Такая рационализация трудового процесса давала заметный рост производительности – на 30–40 процентов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Кузнецову Василию Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». Высокая награда! Хоть и не первая для бригадира. У него уже имелись медали «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть». Нечасто ремонтные рабочие, даже именитые бригадиры, получали столь высокую награду.
Конечно, Василий Дмитриевич гордился «Золотой Звездой» и орденом Ленина, но, как вспоминают его друзья, смущался той славы, которая на него свалилась. Он не привык к публичности, к фанфарам, хотя и присутствовал иногда на торжественных заседаниях. Но всё это было ему не близко. Душа просилась на волю. Он предпочитал труд и самозабвенно обучал премудростям своего ремесла молодых. И до «Золотой Звезды», и после.
Память о рабочем человеке, подлинном герое труда, сохраняют его последователи, железнодорожники новых поколений. На зданиях Пермской дистанции пути и Пермского отделения Свердловской железной дороги установлены мемориальные доски Василию Кузнецову. И трудятся современные рабочие по-кузнецовски: ведь легенды о мудром бригадире передаются из поколения в поколение. Иногда даже фамилию его не называют, а только подразумевают. Так бывает, когда человек превращается в легенду.
КСТАТИ
Термин «Герой труда» появился в 1921 году, когда так были названы сотни лучших рабочих Петрограда и Москвы – в том числе десятки железнодорожников. Он встречался в газетах, в формулировках почётных грамот, вручавшихся передовым работникам. Звание «Герой труда» присваивалось старейшим рабочим, отдавшим отрасли несколько десятков лет жизни, и сопровождалось вручением ценных подарков. По нашим временам – весьма скромных. Отрез на пальто, пара обуви, даже элементарная кастрюля… Но в 1938 году вышел указ «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Это была куда более веская награда! Устанавливался особый знак отличия – золотая медаль «Серп и Молот». К тому времени уже существовало звание Героя Советского Союза, которое присваивали главным образом за военные подвиги. Появились строки поэта Алексея Недогонова: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». В первые годы существования высокой награды присуждали её крайне редко. Железнодорожников стали удостаивать звания Героя Социалистического Труда в годы Великой Отечественной войны – за доблестный труд, за воистину героические достижения. К кавалерам «Золотой Звезды» в народе относились с неподдельным уважением. «Герой» – это слово доблестное. Оно всегда полито потом и кровью.