Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 июня 2024 г.
  4. № 25 (6939) (26.06.2024)
Литература Библиосфера

Квадратура круглого стола

В «Роман-газете» вышел роман Виктора Слипенчука «Зинзивер»

26 июня 2024
Слева направо: Елена Русакова, Георгий Пряхин, Виктор Слипенчук и Юрий Козлов

Символический цветок сердца Москвы – Красная площадь. Знаково, что книжный фестиваль – широкое мероприятие, доказывающее, что Россия не совсем ещё потеряла свою логоцентричность, проходит именно на Красной, пропитанной исторической силой, окружённой своеобразной аурой мудрости.

Всё лучшее здесь было представлено: золотые зёрна мысли и стиля, заключённые в книжные обложки...

Итак: лекторий номер 19, круглый стол, посвящённый роману Виктора Слипенчука «Зинзивер».

О, роман вобрал в себя много тенденций русской прозы. Пропущенные через дар и своеобразие писателя, выплеснутся они на страницы огнём действия и силой любви, мерой осмысления действительности и поэтической подоплёкой дней, ибо поэзия разлита везде, надо только уметь чувствовать…

«Что это такое – свободный выбор... и музыкальное оформление? Это – песня! Да-да, песня, потому что в результате подбора и сочетания, казалось бы, простых кухонных предметов я, подобно профессору магии, в конце концов овладел искусством вызывания почти предсказуемых галлюцинаций».

Виктор Слипенчук – он же поэт! – чувствует сие необыкновенно трепетно, как и чуткие читатели, как писатели, чьи имена известны широко, а состав участников круглого стола представителен: здесь и Георгий Пряхин, и Юрий Козлов…

Мэтры отечественной литературы, собравшиеся обсудить узловые проблемы интересного произведения современной изящной словесности – да не утратит она изящества и глубины!

Роман, выпущенный впервые в 2000 году, постепенно, как и положено настоящей книге, набирает обороты влияния. Субстанция его своеобразия пропитывает интеллектуальные читательские круги. Впрочем, чтобы погрузиться в колоритную атмосферу романа, вовсе не надо быть гуманитарным эрудитом, ведь сюжетные линии его сплетаются туго и, ведомые любовью и поэзией, не отпускают до конца читательское внимание.

Атмосфера жизни показывается детально, со многими яркими подробностями.

Открыл мероприятие Юрий Козлов, бессменный главный редактор «Роман-газеты», в которой вышла пока первая часть романа, – дело за будущим.

Козлов начал своё выступление с объёмного исторического отступления, погружая присутствующих в мир былого, где возникновение «Роман-газеты» связано с именем Максима Горького, мощного подвижника литературы, понимавшего кристально чётко, насколько именно литература – в высоком её аспекте – организует личность.

Разумеется, выступление Юрия Козлова завершилось краткой и точной информацией об издании в «Роман-газете» «Зинзивера» Виктора Слипенчука.

Елена Русакова, редактор издания, заострила внимание присутствующих, которых в этот ранний час было немало, на том, что какими бы ни были времена, сколь бы ни густел исторический и бытовой антураж, именно доброта остаётся одним из сиятельных параметров человека.

Елена Русакова, выступая, подчеркнула наличие своеобразного благородного вектора, определяющего бытование издания в современном литературном космосе, – вектора, связанного прежде всего с нравственным и интеллектуальным наполнением социума. Говоря о Слипенчуке и его «Зинзивере», Русакова, вспомнив стихи Константина Симонова, отметила, что это роман… прежде всего о любви.

Да-да, о ней – космической и земной, сиятельной и тернистой, умудряющейся совместить шипы и мёд; о ней – основе бытия. Виктор Слипенчук, чётко и жёстко фиксируя действительность, созидая оригинальную хронику девяностых, показывает её – любовь – примой бытия, такого обыденного, такого невероятного в каждой фазе своей, в каждой фразе бесконечно ткущегося кем-то небесного текста. Подлинный писатель чувствует эти запредельные вибрации, переводя их в земные слова.

И снова Юрий Козлов. Лапидарно характеризуя роман Слипенчука, он подчеркнул его аналитическую специфику: «Зинзивер», точно ведя пи­сателя, тщательно исследует срез 90-х, их противоречивую жилу жизни, и разнообразное это исследование выполнено через систему образов.

Никогда в лоб. Никакого примитивного скольжения по поверхности, ибо Слипенчука интересует произрастание корней.

Далее выступил Георгий Пряхин – оригинально и живо. Человек богатого онтологического опыта и писатель значительного дара, Пряхин подчеркнул, что Слипенчук знает жизнь «босыми ногами». Жизнь земли. Жизнь народа, из глубин плазмы которого, из деревенского бытия и вышел Виктор Слипенчук и прошёл все этапы русского бытования: от мальчишки-пастуха до признанного яркого писателя.

Некогда Виктору Слипенчуку давали напутствия живые классики, выразители русского художественного слова – Ярослав Смеляков, Василь Быков… Думается, читая – гипотетически – «Зинзивер», они бы порадовались точности своего предвидения.

Генеральный директор еженедельника «Аргументы недели» Олег Желтов был благородно-краток: говоря о сотрудничестве Виктора Слипенчука и газеты, он подтвердил дальнейшую готовность предоставлять пространство публицистическим и художественным творениям-откровениям Слипенчука.

Выступление самого автора отличалось оригинальностью: стихи, как мера сгущения творческого мироощущения, были представлены собравшимся в своеобразной манере чтения – трепетно и чисто, на вибрациях нерва, всегда необходимого в поэзии, и… как-то по-детски, с необыкновенной незамутнённостью, незащищённостью даже, хотя были прочитаны и социальные, горящие ранами созвучия.

Стихотворением «Брату» открыл поэт и прозаик своё выступление:

Когда страна моя воюет,

А за морями враг ликует,

Что в СМИ нас одолел вполне,

На санкционной на войне,


Не буду обвинять своих

За унижение от них.

Россия, Русь, перед тобою

Своей мы платим головою –

За наш язык, за нашу стать,

Чтоб в полный рост

                 могли мы встать.

И это стоит нам того,

Чтоб верить в брата своего.


Тугая кристаллическая решётка стиха. Ничего лишнего – в поэзии жир, одутловатость недопустимы. Медовая горечь содержания: двойственность определяет современную жизнь.

Логичным продолжением – вспышка следующего стихотворения: «В окопах Сталинграда»:

Вокруг земля объята дымом –

Мы вновь в окопах Сталинграда.

Прёт в лоб железная армада

Свиньёю, пресловутым клином.


Чумак – моряк-разведчик

                                  храбрый –

Нырнул с гранатами в овраг.

Здесь будет остановлен враг,

Здесь он возьмёт его за жабры.


О, поэт, используя неизвестные, может быть, и неясные ему самому коды, словно ощущает всех погибших самой сердцевиной собственного сердца, готового вместить всю мощь жизни – с гранями горя и великим восторгом.

И, строя своё выступление по контрасту, необходимому, дабы показать масштаб дарования, Слипенчук читает:

Как пахнет летом?!

Я не об этом.


Проклюнув почки,

Цветут листочки.

И ветерок чуть слышно веет,

Земля от маков пламенеет.


Как пахнет летом?!

Я не об этом.


Крякуша-утка ведёт утят –

Через дорогу пройти хотят.

Там озерцо, там камыши.

Там рай утиный для их души.


Византийски-пышно и российски-просто, легко и так естественно: не сочинено, а выдохнуто и, прочувствованное поэтом, становится достоянием читательского сердца…

Истово и с искренностью костра, пламенеющего предельно всерьёз, исполнял Виктор Слипенчук стихи, и собравшиеся слушали благодарно.

Несколько вопросов было задано, и полученные ответы прозвучали полновесно.

Время – понятие относительное, и часто мы заложники его, не ведающие сути – вечного, «стирающего все дела людей», по провидческому стихотворению Гавриила Державина. Произведения Слипенчука, творческому саду которого был посвящён этот круглый стол, вступают в спор с течением бесконечного и, понадеемся, окажутся сильнее.


Обсудить в группе Telegram

Александр Балтин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бог ещё надеется на меня

    29.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • «Все жили вровень, скромно так»

    29.05.2025
  • Секретные коды

    28.05.2025
  • Книжная Россия на Дворцовой

    28.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS