Вторым человеком, подтолкнувшим Лакотта на эту «археологичеcки-реставрационную» работу, была его Муза, любимая жена, балерина Гелен Тесмар.
68 лет Пьер и Гелен вместе. И вся их жизнь посвящена балету.
– Эта пара покорила меня, – говорила Марлен, – тем, что они оба – удивительные люди, а не только профессионалы высочайшего уровня. Он – с большим чувством юмора, перфекционист, умный и абсолютно лишённый «звёздной болезни». Сродни ему и Гелен – блистательная балерина 70–80-х годов, с которой несколько лет танцевал Рудольф Нуреев. Он, кстати, и попросил Лакотта поставить для них с Гелен «Марко Спаду». Однажды в Нью-Йорке хореограф рассказал Нурееву о предстоящем проекте балета про разбойника. Нуреев воскликнул: «Да это же я!»
«Марко Спада» впервые был показан в Париже 150 лет назад и первым исполнителем роли разбойника Марко был Доменико Сегарелли. Балет успешно шёл три сезона подряд, а затем канул в Лету, что было типично для оперно-балетных спектаклей той эпохи. В начале 1980-х благодаря участию Рудольфа и Гелен Лакотт подарил балету вторую жизнь.
– Поэтому русский след совершенно очевиден, – говорила мне Марлен. – К Большому Лакотта притягивало с давних пор, и сцены Москвы и Петербурга стали для него вторым домом. В течение последних 13 лет он регулярно ставит тут свои романтические балеты.
Действие трёхактного балета «Марко Спада» на музыку Даниэля Обера происходит в Лациуме, в окрестностях Рима – в стране романтических развалин, милых пастушек и пастушков, разбойничьих банд, орудующих в лесах, а также во дворце губернатора и его дочери маркизы Сампьетри. Разбойник Марко Спада занимается грабежами деревень в окрестностях Рима. Он так богат, что все принимают его за синьора, а его дочь Анжелу – за аристократку. Князь Федеричи влюблён в Анжелу, хотя помолвлен с маркизой Сампьетри... Словом, настоящий романтический сюжет с хорошей концовкой…
Когда смотришь изящный, искромётный с элементами драмы и комедии спектакль, героини которого как будто сошли с картин Ватто, то складывается впечатление, что хореограф лишь задаёт артистам характеры персонажей и модель поведения на сцене, а дальше они сами импровизируют. Но это обманчивое ощущение, так как в спектакле чётко чувствуется лакоттовский стиль – технически сложный, филигранный и ярко-выразительный. Движения танцовщиков, костюмы, декорации (которые, как всегда, лично разработал Пьер Лакотт), свет, музыка, проход по сцене животных – всё выверено и отточено до безупречности. Спектакль требует от исполнителей виртуознейшей техники и большого актёрского мастерства. На мой взгляд, молодой коллектив прекрасно с этим справился.
Радует, что театр даёт возможность раскрыться новым молодым дарованиям. Зрительный зал особенно покорила исполнительница роли маркизы Сампьетри Мария Виноградова. Глядя на её воздушные «бессмертновские» полёты по сцене, на её па-де-де, на зажигательную тарантеллу с «максимовской» естественностью и женским кокетством, мне захотелось узнать о Марии Виноградовой побольше.
– Маша, поздравляю с успехом, расскажи немного о себе. Насколько знаю, ты не из балетной семьи.
– Верно. Но ещё в детстве мои родители отдали меня в детский кружок, в котором среди разных занятий была хореография. Через некоторое время я поступила в ансамбль имени Локтева, где свои первые «па» начинали очень многие известные солисты балета. Там я узнала о Московской государственной академии хореографии, и когда мне исполнилось 9 лет, я легко прошла все три тура и поступила.
– Кто были твои педагоги?
– Я с большой теплотой и благодарностью вспоминаю Наталью Игоревну Ревич, которая никогда не давала мне спуску и воспитывала как серьёзную, думающую балерину. После училища меня приняли в Большой театр… Конечно, все начинают карьеру с нуля. И я выходила в разных партиях: от тех, когда просто стоят на сцене в углу, и, наконец, – до ведущих партий.
– А в театре?
– Нина Львовна Семизорова. Мне очень интересно и легко с ней работать! И сейчас, если я чего-то достигаю на сцене, это всё благодаря Нине Львовне. Она следит за каждым моим жестом, каждым шагом и помогает создавать интересные образы.
– Маша, балет – это каждодневный труд, жёсткий режим. Личная жизнь, удовольствия – всё на потом…
– Для меня балет – это моя жизнь! Я очень люблю танцевать и рада каждой возможности. Пусть даже в коротких вариациях. Я абсолютный фанат своего дела!
– Твоя маркиза в спектакле «Марко Спада» – изящная, кокетливо-манерная, грациозная. Как работалось с французским хореографом Пьером Лакоттом?
– Я была счастлива работать над этой красочной и эмоциональной ролью и прожить эту историю на сцене. Мы готовили спектакль три месяца. Поскольку героиня совсем не похожа на меня, я долго искала рисунок роли, манерность, пластику, жесты.
– Публика часто аплодировала тебе во время спектакля и кричала «браво»!
– Мне бы очень хотелось расширять свой репертуар, очень люблю балеты Юрия Николаевича Григоровича. Попробовать себя в современной хореографии мне бы тоже хотелось. Часто пересматриваю старые спектакли и нахожу в исполнении наших великих предшественников новые, удивительные краски и для себя.
…Как видим, не только Мария Виноградова находит «удивительные краски» в прошлом. Его магическому таинству и атмосфере, всему тому, чего нам так не хватает в сегодняшнем гламурном и бездуховном мире, посвящает свои фильмы Марлен Ионеско. И это роднит их обеих, как и роднит с хореографом Пьером Лакоттом, который вместе с Гелен Тесмар бережно сохранил и модернизировал для нас красоту классического, романтического балета, его традиций, подарив зрителям яркий синтез балетного искусства великих культур России и Франции.
Наталья ЗАХАРОВА