Кен Робинсон. Образование против таланта. – М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. – 336 с. – 2000 экз.
Пожалуй, самая интересная часть книги – как раз описание тех процессов, что происходят на Западе: ведь это оттуда импортируются к нам законодательные идеи. Импортируются спустя годы, когда вроде бы уже можно оценить результат и усомниться в необходимости такого копирования. Когда читаешь, например, такой пассаж, не сразу осознаёшь, о какой стране речь:
«Федеральное правительство США в 2001 году приняло закон о начальном и среднем образовании, широко известный под другим названием: «Ни одного отстающего ребёнка». Цели были поставлены следующие: поднять академические стандарты во всех школах, сделать учителей ответственными за успеваемость школьников; повысить уровень подготовки к поступлению в вузы и укрепить таким образом экономическую конкурентоспособность США. Основные методы должны были интенсифицировать программы стандартных тестов по языкам и математике и увязать полученные результаты тестирования с финансированием школ… Закон не выполнил своего предназначения и подвергся широкой критике за деморализацию учителей и учеников, за насаждение убийственной практики привязки обучения к тестам и за то, что вынуждал школы адаптировать системы тестирования, чтобы избегать финансовых и других проблем. При этом количество бросивших школу учеников и уволившихся учителей принимает пугающие масштабы».
Как говорится, найдите десять отличий.
Робинсон далее пишет ещё много интересного – про безработицу в Евросоюзе, неграмотность в Великобритании, ошеломляющий рост числа заключённых и колоссальные затраты на пенитенциарную систему в США. В Калифорнии затраты на тюрьмы превысили затраты на образование (среднее и высшее вместе), и уже можно перефразировать Наполеона: страна, которая не хочет учить своих детей, будет вынуждена их содержать под стражей.
Противопоставить всему этому Робинсон хочет творчество. Понимает он его как выявление таланта, наиболее ярких личностных устремлений человека. Надо отдать должное: такой творческой личностью, по мнению британца, может быть не только музыкант, танцор или математик, но и пожарный, который любит свою работу. А вот направить молодого человека именно по тому пути, который принесёт ему удовлетворение и одновременно сделает полезным членом общества, – это и есть трудная задача образования, и она не решается.
Правильнее будет сказать – решается локально и бессистемно. В качестве положительных примеров Робинсон приводит отдельные школы и учебные проекты – например, Открытый британский университет – образовательное учреждение дистанционного обучения, позволяющее получать диплом бакалавра учащимся из любой страны мира, причём на этапе поступления в Открытый университет академическая успеваемость (или неуспеваемость) абитуриента не принимается во внимание. Другой пример, излюбленный Робинсоном, – корпоративные университеты, развивающие творческие способности сотрудников и позволяющие им «искать себя» внутри корпорации (как у знаменитой анимационной компании «Пиксар»). Заметим мимоходом, что среди педагогических деятелей, удостоившихся похвалы за развитие творческих способностей воспитанников, упомянут и Антон Семёнович Макаренко.
Эти инициативы, благодаря которым заключительная часть книги Робинсона звучит оптимистично, действительно производят приятное впечатление… вот только можно ли их считать альтернативой массовому образованию? Это вопрос, на который автор не берётся ответить. Вероятно, это было бы для него трудно ещё и потому, что Робинсон понимает: корни бедствия западной образовательной системы глубоки и разветвлённы. Обзор его книги мы закончим ещё одной цитатой из неё – не столь оптимистичной:
«За последние пятьдесят лет множество из прежних непреложных факторов поставлены под сомнение: традиционная семья, религиозные чувства, гендерные роли… Мы живём в мире, в котором культурная идентичность становится всё более сложной, неоднозначной и спорной… Во многих странах наблюдается вызывающая беспокойство тенденция к недовольству и агрессии среди школьников. Например, статистика показывает, что в Британии в 2009 году семнадцать тысяч учеников были исключены из школы за нападения на взрослых. Среди учителей сильны разочарование и деморализация: 60% говорят, что испытывают необходимость уйти из школ, в которых работают. Половина опрошенных учителей сказали, что хотят сменить профессию из-за низкого уровня дисциплины в школе».