3 ноября исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося советского комедиографа Николая Эрдмана. Николай Робертович оставил заметный след в искусстве – пьесы, сценарии художественных фильмов, мультфильмов, либретто оперетт… Все они по-прежнему идут в театрах, на экранах, по телевидению, их можно посмотреть в Интернете… Не всё из его литературного наследия опубликовано. Монолог «Лекция о танцах» написан, судя по словечку «стиляги», в 1950-х годах. Текст публикуется по рукописи, хранящейся в РГАЛИ (фонд 2570, п. 1, ед. хр. 20).
Преподаватель танцев: – Товарищи, вы, наверное, все заметили, что преподаватели бального танца растут, как грибы. А как растут грибы, никому не известно.
Вооружённый современной наукой человек может посадить и вырастить дуб, ольху, эвкалипт, а вот такую маленькую сыроежку ни посадить, ни вырастить не может. Гриб – он на данном этапе ботаники растёт сам и никакое начальство за него не отвечает.
Вот то же самое и с преподавателями бальных танцев. А дело это важное, товарищи. И как один из преподавателей я должен сказать, что в деле нашего дела не всё благополучно. В деле нашего дела, товарищи, очень часто являются такие явления, что к основному ядру высокообразованных и шибко эрудированных мастеров, примерно таких, как я, примазываются люди мало культурные, случайные и даже бывшие.
Не нужно далеко ходить за примером, товарищи, можно на электричке съездить. В десяти километрах от Москвы в школе бального танца преподаёт, кто бы вы думали? Бывший… парикмахер.
Конферансье: – Не может этого быть.
Преподаватель: – Здравствуйте. Я с ним работал в одной парикмахерской, а вы говорите, не может этого быть. Только он в мужском зале, а я в дамском.
Конферансье: – Позвольте, значит вы тоже бывший парикмахер?
Преподаватель: – Ничего подобного… я и теперь парикмахер. Работаю я днём, а преподаю вечером. У меня вечерняя школа. Товарищи, так что всё в порядке, можете записываться. К чему я это всё говорю? Всё это я говорю, товарищи, чтобы вы как-нибудь опрометчиво не попали к плохому преподавателю. К преподавателю, который, возможно, даже не знает, а что же, собственно, нужно ему иметь, чтобы заняться преподаванием. Самое важное для преподавания танцев – это паркетный пол и образование. Потому что ни одно из искусств не связано так тесно с наукой, как танец.
Вот я третьего дня прихожу в клуб. В вестибюле висит афиша. Читаю. (Достаёт из кармана бумажку и читает.) «Сегодня доктор физических наук А.Б. Козлов прочтёт лекцию «Природа флуоресценции некоторых веществ в связи с проблемой искусственного дневного освещения. После лекции танцы». И всё в порядке, все билеты проданы. А попробуйте на той же афише написать так: «После лекции ри-со-ва-ние». И боюсь, что лекцию придётся отменить. О чём это говорит? Это говорит о том, насколько танцующий человек ближе стоит к науке, чем рисующий. Поэтому, товарищи нетанцующая молодёжь, записывайтесь в мою школу. Я вас научу танцевать, вы будете ходить на лекции и станете образованными людьми. Я преподаю не только танец как таковой. Школа танца – это прежде всего школа человеческого поведения. Танец должен прививать вкус, грацию, вежливость и культурку. Сейчас, товарищи, я хочу кратенько познакомить вас с методом моего преподавания. Но прежде чем я познакомлю вас со своим методом, разрешите мне познакомить вас со своей ассистенткой. Несколько слов о ней. Кем была моя ассистентка до поступления в мою школу? Самой простой и обыкновенной девушкой. Ни встать, ни сесть она не умела. Тем более пройтиться. Не хватало культурки. А теперь? А теперь, дорогие товарищи, она стала под моим влиянием воплощением вкуса, грации и изящества. Сейчас я её приглашу. (Обмахивает платком стул, делает рукой движение, как будто точит на ремне бритву, и кричит.) Следующий! Виноват. Привычка. Алла Трофимовна, прошу вас сюда. (Входит ассистентка.)
Обратите внимание на поведение шеи и постанов ресниц. Приобретено чохом за четыре урока. Алла Трофимовна, покажите товарищам, какая вы были. (Алла Трофимовна снимает с себя туфли на очень высоких каблуках и сразу делается маленькая.) А теперь? (Влезает в туфли.) Вот как выросла она в моей школе.
Сейчас я вам вместе со своей ассистенткой покажу несколько упражнений на вкус, на вежливость и на изящество. Демонстрирую упражнение на вкус. Обыкновенно вкус проявляется в перерыве между двумя танцами. В особенности в жаркую погоду.
Газировки хочете?
– Не…
– Эскимо?
– Не…
– Пломбир?
– Ага.
– Видите, какой вкус. Теперь упражнение на вежливость. Обыкновенно вежливость исходит от кавалера. Демонстрирую. Алла Трофимовна должна пройтиться и уронить платок, а я его подниму. Ну что же вы стоите. Я сказал упражнение на вежливость. На мою вежливость. Стоит, как чурбан. Идите и роняйте платок.
Ассистентка: – Я его забыла.
Преподаватель: – Дура. (К публике.) Вежливость на сегодня отменяется. Теперь изящество. Переход из стоячего положения в сидящее. Из сидящего положения в танец. Прошу. (Подводит Аллу Трофимовну к стулу и усаживает её.) (К публике.) Как должен вести себя интересный молодой человек при первых звуках оркестра. Внимание. Начинаю себя вести. Во-первых, интересный молодой человек поправляет вот так галстух. Во-вторых, приглаживает волосы. Примечание. Если у интересного молодого человека уже волос нет, он может галстух поправить два раза. Потом он обтирает вот таким манером ботиночки и начинает выбирать даму. Выбрал. Подходит. Подходить нужно вежливо. Шаркая. Не отрывая глаз от дамы, а подмёток от пола. Подходить можно вразвалочку, а можно и вприпрыжечку. Важно только погромче шаркать, чтобы гражданочка ещё издаля заметила, что вы к ней подходите. А то, если вы к ней подойдёте незаметно, дама может перепугаться и получится невежливость. (Громко шаркая подошвами по полу, подходит к Алле Трофимовне.) Разрешите пригласить вас на «Па-де-грас».
(Начинают танцевать. Танец идёт, как пародия на «стиляг».)
В конце танца ассистентка, т.е. Алла Трофимовна, снимает с себя шляпу с вычурным пером и вуалеткой, сдёргивает длинные, наклеенные ресницы и говорит в публику.
Ассистентка: – Товарищи, если вы хотите стать такими, как он, – записывайтесь в его школу.
Публикация