Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 августа 2013 г.
Невский проспект

Летние музы

26 августа 2013
Сцена из оперы «Левша»

Удачным оказался второй фестиваль общедоступных оперных представлений «Опера – всем!». Он проходил на разных открытых площадках города – у Петропавловской крепости, на Исаакиевской площади, у стен Елагиноостровского дворца. Звучали и «Жизнь за царя» Глинки, и «Фауст» Гуно, и «Евгений Онегин» Чайковского, которым фестиваль и завершился. Учитывая дороговизну билетов в два главных театра города – Мариинский и Михайловский, – это прекрасная возможность послушать классику и молодые, свежие голоса самой широкой публике, от студента до пенсионерки-меломанки.

Завершилась, увы, история «Мужского балета» Валерия Михайловского: знаменитый танцовщик, исполнитель роли Мышкина в балете Б. Эйфмана «Идиот», отметив шестидесятилетие и находясь в отличной форме, сообщил о завершении карьеры: 40% налога, который платила труппа, стали несовместимы с её существованием. Оригинальная танцевальная компания, существовавшая с 1992 года, где все партии, в том числе женские, исполняли мужчины, была интересным явлением петербургской балетной сцены.

Но были и радостные балетные события этим петербургским летом: несколько дней подряд шли премьеры реконструкции балета «Пламя Парижа» (музыка Б. Асафьева, постановка В. Вайнонена, декорации В. Дмитриева) в Михайловском театре. Премьера удалась: хореография была бережно воссоздана, а декорации, восстановленные во всём блеске талантом главного художника Михайловского – Вячеслава Окунева, создали настоящую феерию образов старого Парижа. На премьере блистали Иван Васильев (бывший солист Большого театра, которого переманил предприимчивый менеджмент Михайловского), Оксана Бондарева, Анжелина Воронцова. Мощный, темперамент­ный танец Ивана Васильева, вызвавший овацию, напомнил зрителям со стажем и его великого однофамильца – Владимира Васильева, и молодого Михаила Барышникова.

Оперный сезон в Петербурге тоже имел свою кульминацию этим летом: на новой сцене Мариинки прозвучала ещё одна лесковская опера Родиона Щедрина. На этот раз выдающийся композитор, любящий русский литературный и музыкальный материал, обратился к бессмертному сюжету «Левши». Постановка Алексея Степанюка в декорациях и костюмах его прежних соавторов по «Очарованному страннику» – Александра Орлова и Ирины Чередниковой – имела огромный успех. Контраст русского и «аглицкого», снегов и смога (благодаря технике новой сцены снег быстро превращается в смог), английских и русских народных музыкальных мотивов, огромное количество инструментов в оркестре, в том числе и фольклорных – всё вместе превратилось в пронзительное музыкальное действо, насыщенное культурными и даже социальными аллюзиями.

Великолепен был нежный тенор Левши (Андрей Попов), колоратурное сопрано Блохи (Кристина Алиева), облачённой в белые валеночки и рукавички, в «оренбургском пуховом платке». С нетерпением ждём премьеры «Левши» 9 сентября – в дирижёрской интерпретации неутомимого художественного руководителя Мариинки.

Всё длятся «долгоиграющие» выставки в главных музеях города. Так, в Эрмитаже до начала сентября продлится «масонская» выставка. «Премудрость Астреи. Памятники масонства ХVIII – первой трети ХIХ века в собрании Эрмитажа» – так учёные – устроители выставки назвали собрание масонских документов, символов, обрядовых аксессуаров (нагрудные знаки, ленты и прочее). На портретах видим знакомые лица – Грибоедов, Суворов, Кутузов. Выставка интересна прежде всего самим документальным рядом, ведь «таинственные» масонские «симвóлы и эмблематы» выставляются крайне редко. Впрочем, говорить о художест­венном значении этих вышивок гладью достаточно затруднительно… Просветительские идеи золотого века, о котором грезили масоны, как-то не вполне ладили с таинственной, почти каббалистической ритуальностью их организаций. А вот к революционным выступлениям масоны имели прямое отношение: сто двадцать два участника восстания декабристов были масонами (декабристские документы и аксессуары, наподобие перчаток Рылеева, тоже представлены на выставке).

С «Премудростью Астреи» можно ознакомиться до 1 сентября.

В Русском музее есть шанс до 2 сентября посмотреть одного из великих юбиляров нынешнего года: на выставке, приуроченной к 150-летию Александра Головина, представлено около 150 его работ. А это и живопись, и графика, и, конечно, знаменитые театральные эскизы. Головин – наряду с Васнецовым, Врубелем и Коровиным – один из величайших декораторов сцены Серебряного века. Широкой публике прекрасно известен его портрет Шаляпина в партии Бориса Годунова, но он вообще много изображал Шаляпина в разных ролях (на выставке можно увидеть гения русской оперы в его сценических образах Мефистофеля и Фарлафа). Характерный мазок Головина не менее эффектен, чем у Врубеля или Ван Гога, хотя и не столь растиражирован.

Дворцы Русского музея тоже стараются не отставать от главного здания музея. Строгановский дворец откликнулся на всеобщую летнюю обнажённость выставкой «Красота без гламура?». Это выставка жанра ню в фотографии, который возник сразу же после изобретения дагерротипа в 1839 году. Русская дореволюционная фотография обнажёнки лишь немного представлена на выставке; а в 1920-е годы даже устраивались выставки фото в жанре ню, потом был полный запрет на «неприличную тему», и лишь «оттепель» вернула этот жанр – правда, фотохудожники и тогда работали «в стол», без надежды выставиться. Прорыв произошёл в 1990-е – одновременно с политической и сексуальной революцией, и на выставке представлено множество фотографий, сделанных в последние двадцать лет.

Немеркнущую красоту обнажённого женского тела можно лицезреть до 2 сентября.

Тэги: СанктПетербург Культурная жизнь
Обсудить в группе Telegram

Мария Фомина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царская забава

    02.11.2022
  • «Литфонд» готовит лоты

    13.09.2022
  • Век культурного расцвета

    13.09.2022
  • Промзона: новая жизнь

    23.03.2022
  • Променяли научный прогресс на бассейн

    22.03.2022
  • Надежда остаётся последней

    68 голосов
  • Век культурного расцвета

    65 голосов
  • Набережная фальшивого героя

    45 голосов
  • Фотоглас

    40 голосов
  • Прозаику и гражданину

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS