«Фестиваль» - слово старинное. Начало его использования, зарегистрированное летописцами в средневековых Франции и Англии, датируется аж шестнадцатым веком. И вот что любопытно: фестивали в ту пору связывали с религиозными праздниками. Организовывали их обычно на широких, доступных большому скоплению народа пространствах – на привольных лугах у монастырских стен, на главных площадях перед храмами... Памятуя это, можно с уверенностью сказать: музыкальный фестиваль под открытым небом, в седьмой раз проводимый с 3 по 7 июля в музее «Новый Иерусалим», вполне соответствовал этой полузабытой культурной традиции. Ведь праздник под названием «Лето. Музыка. Музей» в подмосковной Истре проходил на величественном фоне Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, основанного в 1656 году святейшим патриархом Никоном.
Итак, в Новом Иерусалиме - почти южные, по выражению главного метеоролога страны Романа Вильфанда, «египетские ночи», высокое, безоблачное небо и прекрасная, поистине божественная музыка в исполнении лучших солистов и оркестров России. Впрочем, а этом жарком июле фестиваль обрел международный характер. В числе выступавших перед подмосковной публикой были представители Китая и Франции.
- Сам себе не верю: как нам удалось сделать все это лишь за семь лет! – говорит президент фестиваля, народный артист России, руководитель Московской областной филармонии Максим Дунаевский. - Помнится, мне как-то признался один большой музыкант, известный дирижер: «На становление серьезного музыкального фестиваля нужно как минимум десять лет». Минуло гораздо меньше, а наш фестиваль уже, можно сказать, «установился». Грешно хвастаться. Но у нас самый крупный российский фестиваль серьезной музыки под открытым небом.
Статистика убедительна. Начинали в 2018 году с двух небольших концертов одного и того же оркестра. И с каждым годом программа фестиваля становилась все больше и богаче, росло и число участников. За шесть лет музыкальный театр на фоне золотых монастырских куполов посетили 27 тысяч зрителей. В этом году концертный зал на пленэре расширился до 1800 мест, и свободных кресел не было.
- Любой музыкальный фестиваль это прежде всего фестиваль оркестров, самых лучших, – продолжает маэстро Дунаевский. - А у нас постоянный участник фестиваля – как сейчас говорят, резидент – Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова. Это звезда среди мировых оркестров. В программе и Российский национальный оркестр. И, конечно же, оркестр и хор Государственного академического Большого театра России – благодарю за поддержку генерального директора Большого театра Валерия Гергиева. Невероятно, но факт: получается, в одной программе три лучших российских оркестра.
А она, эта программа, не могла не впечатлять. На открытии фестиваля – Светлановский оркестр под управлением Дмитрия Юровского. Началось все с Концерта N1 П.И. Чайковского, за фортепиано – блистательный Николай Луганский. Потом звучала музыка К. Дебюсси, А. Бородина, И. Стравинского… «Послеполуденный отдых фавна», «Половецкие пляски», «Жар-птица»… Почему именно такой набор произведений для открытия гала?
- Я в третий раз выступаю в Новом Иерусалиме как дирижер и во второй – как художественный руководитель фестиваля, - сказал «Литературной газете» Дмитрий Юровский. – В этом году наш праздник музыки связан с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Мы дали публике возможность погрузиться в атмосферу конца девятнадцатого и начала двадцатого столетий. То время было одной из самых творческих эпох в истории искусства. Симфонические, оперные и балетные музыкальные шедевры в комбинации с работами великих художников – Бакста и Рериха, - проецируемыми на задниках сцены, при близости Ново-Иерусалимского монастыря делают фестиваль поистине уникальным.
А если к этому еще добавить, что в перерыве между отделениями концерта и перед его началом счастливым обладателям билетов на фестиваль дали возможность осмотреть художественные экспозиции музея… Интереснейшие выставки: «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» и «Невидимы и свободны». Три взгляда на советский модернизм 1920-1930-х годов». Выходит, в одном пакете - и живопись, и музыка. Разве не здорово, когда музей предоставляет такую прекрасную площадку?
И еще о программе. Во второй день праздника музыки звучали произведения А. Лядова, С. Прокофьева, И. Стравинского в исполнении Российского национального оркестра, дирижер – француз Клеман Нонсьё, солист – скрипач Павел Милюков. Затем, после еще одного дня со Светлановским оркестром под управлением Дмитрия Юровского (с участием китайских солистов - скрипача Руи Вэнга и пианиста Сюаньсяня У), наступили два дня триумфа Большого театра России. Его оркестр и хор под руководством Дмитрия Лисса исполняли композиции Н. Римского-Корсакова. Это и сюита из оперы «Золотой петушок», и «Испанское каприччио», и арии из «Садко», «Снегурочки», «Сказке о царе Салтане», «Майской ночи»…
- Я уже третий год играю на фестивале и сразу поверил в него, - сказал Николай Луганский. – В Новом Иерусалиме невероятная, совершенно особая атмосфера. Атмосфера счастья. Могучие стены монастыря, Истра-Иордань, Гефсиманский сад… И чуткая публика, для которой хочется играть на «бис». В прошлом году я исполнял Сергея Рахманинова. Был жуткий ливень, но и он не смог сорвать концерт. В этом же году погода для игры на воздухе совершенно идеальная… А, вообще-то, не подходящей погоды для музыки не существует.
Новый Иерусалим