Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 июля 2025 г.
  4. № 27 (6991) (09.07.2025)
Спецпроект Станционный смотритель

Летописец железных дорог

Лев Гумилевский: первооткрыватель новых тем, образов, героев и сюжетов

09 июля 2025
Лев Иванович Гумилевский (1890–1976)

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

«Жизнь моя ординарна. Но литературная судьба необычна и поучительна». Эти слова могут послужить эпиграфом к биографии Льва Гумилевского – старейшего советского писателя, автора множества романов и многочисленных рассказов, ставшего зачинателем и основоположником нового литературного направления – научно-художественной прозы. В разгар Великой Отечественной войны вышла в свет одна из главных его книг – «Железная дорога». Поразительное научно-популярное произведение, один из лучших образцов этого непростого и важного жанра.

Лев Иванович Гумилевский родился 135 лет назад в Актарске в многодетной разночинной семье. Они рано остались без отца, испытывали нужду, но будущий писатель отлично учился, с серебряной медалью окончил Саратовскую гимназию. Увы, из Казанского университета его исключили за… «невзнос платы» – учёба на юридическом факультете молодого человека интересовала мало. К тому времени он уже был увлечён литературой, был членом творческого сообщества «Многоугольник», писал стихи, зарабатывал на хлеб журналистикой.

После Гражданской войны Гумилевский переехал в Москву. Его роман «Собачий переулок» стал сенсацией 1927 года. Остросюжетное повествование о свободной любви упрекали в аморальности, но оно принесло автору громкую известность. Ко всему прочему Лев Иванович оказался великолепным знатоком техники – увидевшие через какое-то время свет его книги «Рудольф Дизель», «Густав Лаваль», «Творцы первых двигателей» считались каноническими для молодых инженеров, физиков, технологов. Максим Горький почувствовал в Гумилевском талант популяризатора науки – и угадал...

Писатель досконально изучил историю стальных магистралей – поскольку считал железные дороги основой индустриализации и наиболее ярким примером того, как технические открытия служат людям. С середины 1930-х он собирал материалы по истории железных дорог, из которых родилось три книги. Нужно было давать ответы на вопросы, которые могут возникнуть у читателей – от пытливых школьников до профессионалов. Как, например, проводятся изыскания будущих трасс? Как строятся железнодорожные линии, мосты, виадуки? Как менялись за сто лет локомотивы? Какой станет железная дорога в скором и отдалённом будущем? Писать об этом следовало основательно, но в то же время так, чтобы книгу с интересом читали и школьники, и инженеры.

Обложка книги «Железная дорога»

В Наркомате путей сообщения просветительские проекты Гумилевского всячески поддерживали, помогали писателю консультациями, устраивали ему поездки по стальным магистралям страны. В 1937 году вышла его монография «История локомотива», написанная занимательно и в то же время с пониманием технической проблематики. Очерки, посвящённые паровым машинам, паровозам и тепловозам, быстро завоевали читательскую аудиторию, а Лев Иванович уже погрузился в ещё более масштабное исследование.

Свою «Железную дорогу» он начал с обзора технических изобретений, которые можно считать предтечами локомотивов и железных дорог. С самоходных тележек Леонардо да Винчи и других гениев далекого прошлого. Писатель не забыл о достижениях русских механиков, конструкторов-самоучек – таких, как Ефим и Мирон Черепановы, создатели одного из первых в мире паровозов, который в тогдашней России называли пароходом и за которым шла «приличная повозка для всякой поклажи или для пассажиров в числе сорока человек». Для Гумилевского, как и для его читателей, было важно, что «нет такой области железнодорожного хозяйства, в которой русские инженеры не заявили бы о себе высокими достижениями творческой мысли, изобретательностью и опытом».

Разворот книги «Железная дорога»

Особенно ценны для нас написанные по горячим следам событий страницы, посвящённые подвигам железнодорожников в первые годы Великой Отечественной. Казалось бы, по жанру эти репортажные отрывки – из другой оперы. Но их автор не мог не рассказать о том, как трудятся и сражаются железнодорожники в прифронтовом краю. Эти рассказы бесценны. Гумилевский пишет вроде бы скупо, почти без эмоций, однако каждый эпизод показывает, с какой отвагой трудились железнодорожники в годы войны, насколько изобретательно и решительно они действовали.

Приведём лишь один из многих сюжетов: «На станцию Ворошилов прибыл порожний маршрут. Требовалось задержать его не менее чем на пять часов, для того чтобы произвести необходимый ремонт. Но в грозные дни время не терпит! И вот плотники вагоноремонтного пункта Архипов и Очертин вместе с поездными мастерами Курятниковым и Савиновым придумывают нечто небывалое: произвести ремонт во время движения поезда. Погрузив инструменты и материал, они принялись за дело на ходу. По пути к составу прицепили ещё двадцать платформ, требовавших ремонта. Вагонники бессменно проработали по 16–20 часов и доставили совершенно исправный состав точно по графику к месту назначения. Работа была большая. В пути вагонники собрали 15 бортов у платформ, поставили 35 новых досок в полах вагонов, 57 бортовых стоек и 22 крючка…» В военных условиях, под обстрелом, ремонт дорог, вагонов и локомотивов нужно было производить быстро и точно, нередко – под огнём. Читая Гумилевского, мы отдаём долг памяти этим «незаметным героям». Таким, как мастер Терёхин, чья бригада в годы войны меняла колёсные пары за 27 минут при норме в 3 часа. Как слесарь Чумуридзе, который изобрёл приспособление для ремонта насосов, оно помогло сократить время работы в пять раз. Мы даже не знаем имена этих героев, но благодаря Гумилевскому помним хотя бы их фамилии…

Торжественное открытие первой очереди Турксиба. 10 мая 1929 года / РИА НОВОСТИ

После окончания войны во второе издание книги Гумилевский добавил сюжеты 1944–1945 годов, включая историю ленинградской Дороги Победы. Вскоре вышел и наиболее популярный труд выдающегося популяризатора науки и техники – «Русские инженеры». Среди героев этой книги не только изобретатели XVIII–XIX веков, но и выдающийся теплотехник академик Сергей Сыромятников, создавший теорию топочного процесса паровозных котлов. Его труд «Тепловой процесс паровозов», получивший международное признание, помог конструкторам спроектировать лучшие локомотивы 1940-х годов. Гумилевский пишет «просто о сложном», рассказывая об открытиях Сыромятникова в области паровозной теплотехники.

В 1957 году появился новый сборник очерков исследователя – «Тепловозы». В СССР наступало время дизельных локомотивов. И летописец истории железных дорог снова написал полезную и увлекательную книгу, на страницах которой переплетались прошлое, настоящее и будущее.

Увы, давненько у нас в стране не выходили столь добросовестно и ладно скроенные научно-популярные исследования. Нужно осознавать, как важны для индустрии талантливые популяризаторы, открывающие своим творчеством мир технических новинок для будущих инженеров. С таких книг нередко начинается путь в науку, путь в профессию.

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Эрмитаж земной и небесный»

    09.07.2025
  • 392 000

    09.07.2025
  • Духовный центр в Галерной гавани

    09.07.2025
  • После пламени и пепла

    09.07.2025
  • Петербурженка по имени Ленинград

    02.07.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS