Завершился десятидневный марафон чтения, совместный проект театра «Современник» и «Редакции Елены Шубиной», который проходил на Другой сцене. Заключительной в этой «литературной дистанции» стала встреча, посвящённая роману Гузель Яхиной «Дети мои».
Книга рассказывает о жизни поволжских немцев в 20–30-е годы XX века. Текст насыщен мотивами германской мифологии, в ткань романа затейливыми узорами вплетены образы из творчества братьев Гримм и Гофмана. Первоначальный замысел автора состоял в том, чтобы показать «беззащитность фольклора перед лицом идеологии». Но в ходе работы над книгой Гузель Яхина поставила перед собой другую задачу – проверить, насколько совместимы мироощущение раннего советского времени и эстетика германских сказок.
Встреча началась с декламации фрагментов романа актрисой Чулпан Хаматовой, которая отметила способность автора через личную драму одного человека показывать судьбу всей страны, причём очень органично, без назидательности. Гузель Яхина подтвердила, что действительно стремится выстраивать параллельно две линии, отражая процессы, происходящие в масштабах страны, с одной стороны, и историю «маленького человека» – с другой. Как призналась писатель, для неё это – самая сложная часть работы.
Обсудили также роман «Зулейха открывает глаза». По его мотивам режиссёр Егор Анашкин снял одноимённый многосерийный фильм с Чулпан Хаматовой в главной роли. По словам актрисы, образ Зулейхи оказался ей особенно близок, так как события из жизни её тети (тоже Зулейхи) мистическим образом совпадали с судьбой её героини. Так же, как и в «Детях моих», личная драма в этом романе развивается в историческом контексте эпохи раскулачивания. Мужа татарской крестьянки Зулейхи убивают, а её саму отправляют по этапу в Сибирь. Одна из главных тем в романе – материнство. Дилемма: что важнее – любовь к ребёнку или любовь к мужчине, – решается в нём однозначно, в пользу первого варианта. Премьера сериала ожидается на телеканале «Россия» осенью.
Дарья Чижова