Инесса Плескачевская. Плисецкая. Стихия по имени Майя. Портрет на фоне эпохи. – М.: АСТ, 2024. – 400 с.
Два года подряд белорусская писательница Инесса Плескачевская выходила в финал премии «Гипертекст». В прошлом году – с книгой «Братья по лагерю. Куда ушла Восточная Европа?» (личный разговор-рефлексия с нами, людьми настоящего времени, о недавнем социалистическом прошлом, откровенно озвученный ключевыми персонами той эпохи). Автор гордится, что ей удалось встретиться с последним царем Болгарии Симеоном II и основателем польского профсоюзного движения «Солидарность» Адамом Михником и поговорить с ними о том, о чем раньше они, возможно, предпочли бы молчать. Беседы с героями и личные воспоминания автора об отрезке исторического времени, что не отпускает нас и сейчас, задаёт форму всей книге: она не может оставить читателя безразличным, когда звучит так лично.
В нынешнем году в короткий список «Гипертекста» вошла совершенная иная, «балетная» книга Инессы Плескачевской, которая уже более 30 лет пишет об этом искусстве, – «Плисецкая. Стихия по имени Майя». Читатели отмечают хорошо узнаваемый авторский стиль. Обрести его бывает непросто, но у Инессы получилось. Как и в случае с «Братьями по лагерю», «Стихия по имени Майя» – книга о времени и человеке в нём. Автор планомерно создавала «портрет на фоне эпохи» – эпохи Майи Плисецкой, перекрывшей своей личностью все времена и подэпохи, в которые жила. И это снова история о том, как человек проживает своё время: порой это тёмные лабиринты, порой – триумфальные арки… Это тема определённо волнует писательницу, и потому от книги к книге она говорит об искусстве проживать жизнь ярко, оставляя след и память о себе.
В писательском стиле Плескачевской чувствуется её профессиональное журналистское прошлое: отсюда эта страсть докопаться до истины, умение найти сенсацию там, где, казалось бы, уже всё сказано. В поисках нового Инесса исследует уже вспаханное поле, и для этого нужно в некотором смысле бесстрашие, чтобы не оглядываться на вслух высказанные сомнения «о чём тут можно ещё написать?!». И она всегда умудряется сказать новое и сказать своё. Ей нравится искать и находить, быть первой, а иногда и последней. В книге о Майе Плисецкой таких последних, а потому бесценных интервью несколько. И это тоже портреты людей своего времени, вписанные в один большой образ главной героини.
Говорить от первого лица, рассказывать о событиях так, словно бы сама была их очевидцем, делиться личной историей – в этом писательский конёк Плескачевской. Практически каждая её книга начинается с написанной её собственной жизнью «увертюры». (Все главы в книге о Плисецкой имеют театральные названия, так что перед нами ещё и книга-спектакль о великой балерине!) Это может быть случайно подслушанный на улице Мюнхена разговор, что «в этом доме всё ещё живёт Майя Плисецкая», и это будут первые строки книги о всегда живой – из плоти и крови – балерине, эпоха которой никогда не закончится.
Анастасия Костюкович