Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 сентября 2019 г.
  4. № 38 (6705) (18.09.2019)
Литература

Лики судьбы, или Дребезги жизни

Отрывок из романа в новеллах

18 сентября 2019
Сергей Арцибашев (слева) и Алексей Шеянов

 Новелла 1. Сергей Арцибашев, или «Чертановская чертовщина»

С Серёжей Арцибашевым мы познакомились в Театре на Таганке. Я тогда окунулся в журналистику, а он недавно приехал из Свердловска и уже был режиссёром театра… Сергей под руководством Юрия Петровича ставил «Бориса Годунова», я – уже репортёр «Комсомолки» – писал роман «Дело № 777. Инопланетяне, или Похождения алкоголика Синюшкина»… «Борис Годунов» взбудоражил всю театральную общественность и не только, а мой роман умудрённые критики оценили как «антисоветский», «утопический», «безыдейный».

С такими рецензиями можно было лишь обратно вернуться на сирую родину, в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, природа там шикарная…

И тут нежданно-негаданно грянула перестройка. Развернулась грандиозная борьба с зелёным змием. В этом мы однажды убедились, выйдя несолоно хлебавши из ресторана «Кама», который «опирался» на Театр на Таганке.

– Видишь, как закручивают…– подмигнул Арцибашев. – Самое время тебе пьесу написать…

– Какую, Серый? – удивился я.

– Да про твоего алкаша, Ивана Синюшкина, – нарочито захихикал он, – там же инопланетяне пытаются спасти Ванюшу от губительного недуга.

– И тоже увлекаются, попадают в вытрезвитель, – кисло напомнил я.

– Зато конец оптимистичный, – хитро заметил он, – ясный, как месяц, Синюшкин в космическом корабле над кромешной алкоголиадой…

Месяца через три я торжественно вручил режиссёру Арцибашеву красивую папку с названием «Чертановская чертовщина». Он открыл её, и рот у него растянулся в изумлённой улыбке, и было от чего: «Алкогольная мистерия в двух действиях с митингами и преследованиями, с выстрелами и танцами, с песнями Высоцкого и Кати Яровой, с музыкой «Битлз», «Пинк Флойд», с брызгами шампанского и трезвым эпилогом».

Немая пауза длилась недолго.

– Почитаю мистерию, – на прощание обронил Сергей. А рано утром раздался звонок:

– Буду ставить…

Начались репетиции «Чертановской чертовщины», а следом, как гром среди ясного неба, известие из родного Саранска: Мордовский государственный театр драмы не хотел отставать. Желал видеть алкогольную мистерию на сцене в столице республики, и именно в постановке молодого и талантливого Сергея Арцибашева.

Посовещавшись, мы согласились. Пришлось работать на два фронта, и надо заметить, в солнечной Мордовии получилось быстрее…

Накануне премьеры под вечер меня осенило:

– Сергей Николаевич, – со значением обратился я к режиссёру. – А что если вставить одну мизансцену?

– Какую ещё сцену? – опешил он.

– Ну там, когда участковый Ромашкин, прозванный Дурематовым, подглядывает в замочную скважину в сауну за инопланетянами и комсомолками-доброволками, – заторопился я. – Я достаю бутылку шампанского, шумно открываю её и палю с первого ряда прямо в участкового…

 – Зачем? – голосом режиссёра поинтересовался Арцибашев.

 – Ну, встряхнуть публику, – понесло меня, – контакт с залом…

 – И попадёшь в Дурематова-то? – ехидно спросил он.

– Постараюсь, – обнадёживающе молвил я.

– А дальше что? – прищурился он.

– А дальше, дальше, – во мне проснулся режиссёр, – в зал вбегают дружинники, скручивают меня и уводят.

– И-и? – Арцибашев развёл руки.

– Ну а в конце спектакля я выхожу на бис, – важно продолжил я, – и все узнают хулигана.

– Тоже мне, режиссёр нашёлся… – иронично протянул он.

Я понял, что мизансцена почила, не успев родиться, но… поутру он мне по-свойски обронил:

– А знаешь, в этом что-то есть…

И вот премьера. Переполненный зал. Важные гости, пресса и телевидение. На сцене шумно, весело, смешно. В стиле ранней Таганки… Надрываются гитары. Хрипит, точно живой, Высоцкий: «Спасите наши души…» Слышатся выстрелы. Звуки милицейской сирены. Крики о помощи. Задорные вопли.

И я понимаю, что настал мой звёздный час. Выхватываю из пакета бутылку «Советского шампанского», кстати, полусладкого, сильно встряхиваю, целюсь в подглядывающего в замочную скважину участкового и откупориваю бутылку… Раздаётся шумный хлопок и пробка точно летит в голову милиционера. И то ли оттого, что он дёрнул головой, или пробка всё-таки попала, фирменная фуражка слетела с него.

В кино такой кадр с первого дубля вряд ли получится.

Я с удовольствием хлебнул из горла, а в это время меня уже скручивали надёжные «дружинники».

Шума в зале прибавилось. До сих пор вспоминаю чью-то незапланированную реплику:

– А где он (в общем, такой-то такой-то)… шампаньское достал?..

Вопрос остался без ответа…

Осенью того же года на базе Московского театра комедии Минкульт учредил новый Театр на Покровке. Художественным руководителем коего стал Арцибашев. Сергей с головой ушёл в классику… В начале двухтысячных, после смерти Андрея Гончарова – художественного руководителя Московского академического театра им. Вл. Маяковского, Сергею Арцибашеву предложили возглавить театр. Он, конечно, принял эту тяжёлую ношу, но и «Покровку» не оставил – трудился на два фронта. Горячо, самозабвенно. Однажды на репетиции в «Маяковке» он в сердцах так шарахнул рукой по столу, что сломал палец… Каждая премьера – аншлаг! В «Маяковку» зритель уже шёл на Арцибашева. Продолжателя традиций, но и творца новых…

В Театре Маяковского Сергей Николаевич проработал лет десять и по сложившимся обстоятельствам по собственному желанию покинул этот храм, это чистилище искусства. Кто виноват – те знают. Не хочется к этому возвращаться, здоровье дороже, ибо был, есть и будет Театр на Покровке… 

Алексей Шеянов



Тэги: Театр на Таганке
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS