В современном мире люди стали более свободными и независимыми от многих факторов случайностей, нежели наши предки. Несомненно, это обстоятельство в какой-то степени определяло направление литературы, чётко отражаясь в ней. Общественно-политические и социально-нравственные функции современности в большинстве государств выполняют парламент, правительство, политические партии, общественные движения, а в древности и Средневековье эти функции, как правило, вынуждены были брать на себя учёные, философы, поэты. Поэтому мировая древняя и средневековая литература в целом обогащена общечеловеческими социальными мотивами, что характерно и для азербайджанской литературы той эпохи...
Азербайджанская классическая литература вовсе не была посвящена только мистическим мотивам, абстрактному описанию и воспеванию божественной любви; в творчестве многих поэтов были отражены мотивы реальной, светской любви, вера в её жизнеутверждающую силу.
В древности и Средневековье в азербайджанской литературе поэзия была богата художественными формами; в притягательных поэтических произведениях образно отражались цельные картины жизни, рассказывающие о любви, мудрости, справедливости и духовности народа. Но постепенно набирал силу новый взгляд на жизнь и на самого человека, наряду с традиционно-любовной темой стала заметной тема духовности и нравственности, которая со временем обогатилась обращением к реально-повседневным житейским событиям.
В начале XVIII века в азербайджанской литературе во всю мощь чувствовалось дыхание реальной жизни, появился новый тип литературных произведений, и вся литература начала приобретать окончательно реалистическую направленность; произошёл эпохальный перелом и в многовековой традиционной поэзии. Этот период в истории литературы принято именовать ранним реализмом.
Понятия любви и красоты претерпели серьёзные содержательные изменения в сравнении с классической поэзией прежних времён, обновились эстетические запросы и идеалы. Земное начало, реалистическое изображение приобрели явные очертания, новые эстетические принципы завладевали умами большинства художников той эпохи. Открытое выражение земных чувств, естественность человеческих переживаний не вмещались в аскетические формы и стали меняться по велению времени.
В этот период силлабическое стихосложение вступило в самый плодовитый этап; стихи в «хеджа» обогащались и многомерным внутренним содержанием, и новыми художественными качествами. Своей вершины «хеджа» – национально-силлабический стих – достиг в творениях Молла Вели Видади и Молла Панаха Вагифа. Эти поэты совершили революцию в национальном художественно-языковом мышлении; творчески используя весь арсенал поэтических средств и классический опыт, они обогатили и соединили их с живой энергией и красками народной речи и сказа.
В XVIII веке существенные изменения произошли и в использовании художественных средств, и в фигурах речи, традиционных для классической поэзии: они освобождались от арабско-персидских изречений и приобретали национальное языковое звучание. Творческая деятельность двух великих поэтов этого века Видади и Вагифа составляет переходный период между Средневековьем и Новым временем.
Азербайджанский народ, как и большинство народов мира, расстался с феодальным прошлым в XIX веке. Вхождение Северного Азербайджана в состав Российской империи в 1828 году послужило мощным толчком к развитию во всех сферах общественно-культурной жизни нации. И в литературе проявилась тенденция к коренному изменению и обновлению.
Общеизвестно, что процесс формирования новой литературы не происходит безболезненно, сопровождаясь во многих случаях острыми противоречиями между различными направлениями. Азербайджанская литература XIX столетия с точки зрения её содержания, особенностей пути развития, типологии литературных родов и жанров, стилевой и языковой специфики является ярким художественным воплощением переломного периода истории азербайджанского народа. Были созданы совершенные, обладающие идейно-художественными достоинствами и поэтической формой, произведения основных жанров классической поэзии – газели, касыды, месневи, мухаммасы, терджибенды, кыты, рубаи, поэмы – такими выдающимися мастерами слова, как Гасым бек Закир, Мирза Шафи Вазех, Сеид Абульгасым Набати, Хуршидбану Натаван, Сеид Азим Ширвани и др.
Поэты XIX века достигли и значительных успехов в продолжении традиции народной поэзии, имеющей богатую древнюю историю. Они внесли большой вклад в обогащение фольклорного стиля национальной поэзии и усиление его позиции в литературном процессе. Созданные в фольклорном стиле стихи в основном посвящены воспеванию любви, глубоких чувств и переживаний влюблённого, а также описанию красоты живой природы. Естественность, оптимизм, искренность, мотив вечности являлись характерными особенностями этих произведений. Силой художественного слова эти поэты выражали внутренний мир своих современников, их любовь, желания и мечты.
С этим периодом связано и возникновение совершенно нового литературного явления исключительной общественной важности: формирование самостоятельного направления – сатирической поэзии. В XIX столетии острая критика социальных пороков и разоблачительные сюжеты в азербайджанской поэзии получили широкое развитие. Сатира сформировалась в самостоятельное литературное течение и начала играть важную роль в литературном процессе, оказывая влияние на пробуждение национального самосознания в борьбе против социального зла.
Как известно, вся азербайджанская литература XIX века формировалась на базе просветительства. Актуальными становились идеи развития, изменения общества через реформы. Справедливо, что в азербайджанской литературе этот период обозначается термином «просветительский реализм». Бесспорно, ведущая позиция в азербайджанской реалистической литературе XIX столетия принадлежит в первую очередь видному писателю и мыслителю Мирзе Фатали Ахундову. Он обладал мощным художественным талантом, острым критическим мышлением, глубокой наблюдательностью и эрудицией, способностью к философским обобщениям, знанием прогрессивных гуманистических литературно-философских традиций как азербайджанской и в целом восточной, так и русской и западноевропейской литератур. В шести известных комедиях великого драматурга с высоким мастерством и реалистической достоверностью нашли отражение современная ему азербайджанская действительность, быт, семейные проблемы, социальное положение, нравственно-психологические особенности. В повести «Обманутые звёзды» М.Ф. Ахундов создал полнокровные сатирические образы феодальных владык, выдвинул идею просвещённого правителя, пропагандируя её как один из путей общественного прогресса.
Результатом сатирической литературы, повествующей об отсталом образе жизни, явилось то, что духовное развитие общества стало центральной темой просветительской дидактики. Но в сатирических произведениях Г. Закира, С.А. Ширвани и позже М.А. Сабира общественная позиция ставилась значительно выше дидактических целей.
Развитие и широкое распространение сатирического направления вовсе не было случайным явлением. Это было связано с переломными периодами в общественно-политической и социальной жизни страны в XIX и начале XX века. Нравственные противоречия между привилегированными слоями и широкими народными массами, обострение непонимания в их взаимоотношениях в национально-культурной среде создавали благодатную почву для широкого развития сатирического поэтического течения.
Сатирики в своих произведениях подвергали острой критике и разоблачали непригодность политики разбоя и взяточничества, самоуправство местных чиновников, их невежество и аморальность, равнодушие к нуждам народа, ханжество, двуличие и ограниченность духовенства, жадность и воровскую сущность купеческого сословия. Тем не менее сатира вовсе не была направлена только против привилегированных классов и слоёв, её беспокоили и недостатки, присущие природе человека. И в этом смысле там, где это было необходимо, они проявляли объективность, критикуя и крестьян, и неимущих, иногда даже защищали беков и богачей.
Просветительская идеология прививала художественной литературе остросатирическое отношение к феодальному, позже и к капиталистическому обществу, их уродливым нормам, унижающим человеческую личность. Именно просветительство приближало стиль и язык художественной литературы к народному языку, поднимая в нём истинно народный дух. Выросло значение и влияние критики. Самого высокого уровня развития достигла реалистическо-сатирическая литература. Мирза Алекбер Сабир окончательно сформировал поэтическо-сатирическую школу в Азербайджане, поднял общественную сатиру, поставленную на службу национальной независимости, на уровень «гласа столетия» – XX века.
В начале XX века демократические идеи критического реализма, открытая общественная позиция, борьба за государственную независимость переступили порог литературы и стали частью повседневной жизни. Создание Азербайджанской Демократической Республики (28.05.1918–28.04.1920) было логическим завершением процесса пропаганды идеи независимого государства, провозвестником и проводником которого стали национальная литература и пресса.
Зарождение литературного движения романтизма оказалось важным событием в развитии национальной общественно-художественной мысли. Романтизм как новое литературное течение, основанное на синтезе многовековой классической поэзии и на идее национальной независимости, охватившей общество и вселившей большие надежды, стал новаторством, обогатившим поэтические формы и стили. В азербайджанской литературе романтизм, соединив национальное самосознание и общечеловеческие идеи, сыграл большую роль в обогащении художественной мысли. В произведениях яркого представителя романтизма Гусейна Джавида герои отличаются внутренним духовным богатством, формируют свои новые возвышенные идеалы. Выдающийся поэт завоевал большую славу и как основатель романтической драматургии в азербайджанской литературе.
Гениальный азербайджанский поэт из Тебриза Мамедгусейн Шахрияр в своих произведениях изображал человека в органической связи с окружающей средой, отображая повседневную жизнь различных социальных слоёв и их быт, сугубо национальные обычаи и традиции, желания и мечты своего народа, общенациональные горести и беды. Отражая реальную действительность во всей её широте и разнообразии, со всей её сложностью и противоречиями, высокохудожественная поэзия Шахрияра в истинном смысле слова становилась зеркалом, художественной летописью в XX столетии народной жизни в Южном Азербайджане.
Итак, предлагая изысканному вниманию читателей «ЛГ» поэтические образцы видных представителей азербайджанской поэзии трёх неспокойных веков, переломных эпох, надеемся, что этот выпуск внесёт свой скромный вклад в укрепление и обогащение азербайджанско-русских литературных связей и будет способствовать лучшему взаимопониманию наших народов.
Иса Габиббейли,
академик НАНА
Абузар Багиров,
писатель, литературовед